Напомним, что на очередном заседании Глазовской городской Думы, которое прошло 29 марта, рассмотрели обращение в Правительство Удмуртской Республики и Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике о ситуации по размещению твердых коммунальных отходов на территории Глазовского района Удмуртской Республики.
Ранее в городскую Думу поступило 3 варианта обращения по данному вопросу, подготовленных разными депутатами.
На заседании Думы после продолжительного обсуждения, изучив все обращения, депутаты решили принять их за основу. Также по предложению Главы города Глазова Олега Бекмеметьева инициативная группа, в состав которой вошли Председатель Думы Игорь Волков, депутаты Игорь Корепанов, Игорь Шаталин, Константин Ращепкин и Андрей Едигарев, должна была доработать текст обращения.
Вчера инициативная группа, на собрание которой был приглашён депутат Глазовского района Максим Гомоюнов, выполнила поставленную перед ней задачу - коллегиально доработала текст обращения и направила его на утверждение в Президиум Думы.
Сегодня члены Президиума единогласно утвердили текст обращения, после чего его направили адресатам и в Глазовский Районный Совет депутатов для выработки их решения по данному вопросу.
Полный текст обращения приводим ниже.
ОБРАЩЕНИЕ
Глазовской городской Думы в Правительство Удмуртской Республики и Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике о ситуации по размещению твердых коммунальных отходов на территории Глазовского района Удмуртской Республики
В текущем году планируется ввод в эксплуатацию кустового полигона для сбора, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов в районе д. Карасево Глазовского района. В настоящий момент на основании разрешения на строительство, выданного Администрацией муниципального образования «Глазовский район», ведется строительство данного объекта, а по окончании этапа СМР планируется его включение в Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике (далее - Территориальная схема), разрабатываемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Считаем строительство данного полигона и введение его в эксплуатацию невозможным в силу следующих обстоятельств.
В непосредственной близости от места, отведенного под строительство полигона, расположен Кузьминский участок Глазовского месторождения подземных вод, водоносный пласт (Сянинское месторождение), который является одним из основных источников водоснабжения г. Глазова и Глазовского района, в том числе ключевым элементом в обеспечении действующего Мобилизационного задания города.
В настоящее время МУП «Водоканал г. Глазова», организацией - эксплуатантом Сянинского месторождения, проводятся оценка запасов подземных вод и разработка актуального проекта зон санитарной охраны (далее - ЗСО) 2 и 3 поясов данного месторождения, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110−02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Работы выполняются специалистами ООО НПП «Геомониторинг» и находятся на завершающей стадии.
Площадка размещения строящегося полигона ТКО, в том числе площадь санитарно-защитной зоны полигона, расположена вне пределов ЗСО 1 и 2 поясов водозабора «Сянино», определенных проектом разработанным в 1974 году, однако находится в непосредственной близости от ЗСО 2 пояса, более того, границы ЗСО 3 пояса в настоящий момент не определены (не включены в состав проекта) и существует вероятность попадания полигона в эти границы, что абсолютно недопустимо.
В границах водоохранных зон запрещается нахождение объектов размещения отходов производства и потребления. Размер водоохраной зоны реки Жаба составляет 100 м. По заключению государственной экологической экспертизы проектируемый объект расположен за пределами водоохраной зоны р. Жаба, вместе с тем документов, подтверждающих это обстоятельство, в составе материалов, представленных на экспертизу, не имеется (из ответа Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры).
Согласно информации, предоставленной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, эксплуатация полигона в д. Карасево планируется в течение 2−3 лет (при указанном проектном сроке эксплуатации - 15 лет) исключительно до ввода в действие мусоросортировочного комплекса с полигоном на границе с Балезинским районом. При этом в настоящее время остается действующим полигон Глазовского района и г. Глазова по Юкаменскому тракту (лицензия на деятельность которой заканчивается 1 января 2019 года), вопрос о перспективах включения данного объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) или о его консервации не закрыт.
Кроме того, обращаем Ваше внимание на некоторые факты нарушений, допущенных при подготовке и реализации проекта:
- на предпроектном этапе:
— наличие конфликта интересов при передаче земельного участка на правах владения и пользования;
— нарушение п. 9 части 1 ст. 7 Федерального Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» при переводе земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию;
— несостоявшиеся публичные слушания по вопросу строительства полигона ТКО «Экосмарт», поскольку количество участников не соответствует требованию закона, и голосование фактически не проводилось;
- на этапе проектирования и экспертизы проекта:
— заказчиком экспертизы и организацией, занимавшейся подготовкой пакета документов для государственной экологической экспертизы, являются аффилированные юридические лица, что привело к тому, что в пакете документов отсутствовала информация о Сянинском водном месторождении;
— низкое качество экспертного заключения, что подтверждается неточной привязкой объекта к его фактическому расположению, игнорированием фактических отметок залегания грунтовых вод на верхнем участке котлована.
- на этапе строительства:
— строительство объекта ведется на земельном участке, где проходит действующий водопровод питьевой воды, обеспечивающий близлежащие населенные пункты, который не был перенесен до начала строительства и был поврежден в ходе работ.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание огромный общественный резонанс (инициативной группой граждан было собрано более 12 000 подписей жителей города Глазова и Глазовского района против строительства полигона), наличие действующего полигона Глазовского района и города Глазова по Юкаменскому тракту, а также в целях защиты и соблюдения конституционных прав граждан города Глазов и Глазовского района на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, просим срочно принять комплекс мер, а именно:
Председателю Правительства УР Савельеву В.А.:
- Принять решение о проверке законности процедуры выдачи разрешений на строительство.
- Остановить строительство полигона.
- Не включать в Территориальную схему полигон в районе д. Карасево Глазовского района.
- Рассмотреть возможность или варианты привлечения инвестора для обеспечения дальнейшей эксплуатации полигона по Юкаменскому тракту с последующим внесением его в ГРОРО.
Руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР Мокшанову И.В.:
- Разрешить эксплуатацию полигона по Юкаменскому тракту Глазовского района до 01.01.2019.
- Направить рекомендации по устранению причин, препятствующих включению полигона по Юкаменскому тракту в ГРОРО.
- При согласовании Территориальной схемы учесть доводы данного обращения.
Приложение: копии подписей жителей города Глазова и Глазовского района.