В последнее время в городе сложилась непростая ситуация со зданием 27 на улице Советской. Здесь соседствуют две организации – филиал детской школы искусств «Глазовчанка» и историко-культурный музей «Иднакар».
«Иднакар» - музей республиканского значения. Здесь не только собраны экспонаты с городища Иднакар, что на горе Солдырь, но проводится большая научная и практическая работа по истории, культуре и краеведению удмуртского и других народов России. Сюда приезжали ученые из Москвы – перенять опыт глазовчан, поделиться своим. Наш музей, получивший грант Благотворительного фонда, поддерживающего российские музеи, по показателям работы выходит уже на всероссийский уровень, и в сегодняшнем помещении ему становится тесно.
Поэтому первоначально было принято решение, что музей разместится во всем здании.
Однако такое решение ставило острую проблему – где же будут заниматься дети филиала «Глазовчанки»? Дети – не экспонаты музея. Их нельзя просто так передвинуть, «разбросать» по разным школам, распределить по другим местам.
В 1974 году была создана хоровая студия «Глазовчанка», и в общеобразовательной школе №3 открылся первый музыкальный класс. Нынче сделан уже 35-й набор детей в специальный класс в третьей школе. С момента создания «Глазовчанки» занятия проходят в здании на Советской, которое расположено в пяти минутах ходьбы от этой школы, и детям нужно перейти только одну улицу Кирова. Это очень важно, так как здесь обучается 140 детей в возрасте с 1 по 8 класс, а на подготовительном отделении занимаются малыши от 3 до 6 лет.
В филиале есть все музыкальные инструменты, необходимые для занятий. И учитывая то, что у 40 процентов учащихся филиала инструментов дома нет, дети вместе с родителями приходят вечерами и в выходные дни для занятий на фортепиано, баяне, аккордеоне и сольфеджио.
Кроме учебной деятельности, в филиале проводятся концерты для родителей, а также детей из детских садов и школ города.
Обо всем этом пишут в своих письмах-обращениях в редакцию газеты «Красное знамя» и в администрацию города и родители учащихся. В частности, они подчеркивают, что занятия в одном месте, в одном здании, куда за эти годы были вложены большие средства города, где для детей и преподавателей созданы все условия для успешной учебы и работы, – это огромное удобство для родителей. Будучи на работе, они не беспокоятся, что ребенку нужно будет идти на занятия в другой конец города, переходить несколько улиц или садится в транспорт. Здесь все рядом – и школа, и «музыкалка»
Администрация города пошла навстречу просьбам педагогического коллектива «Глазовчанки» и родителей и оставила за филиалом школы искусств право заниматься на прежнем месте – на Советской, 27.
Несомненно, что проблема музея «Иднакар» тоже должна решаться. На ремонт здания по улице Сибирской, в котором должен был разместиться со временем музей, нужны большие деньги. Однако бюджет города не может выделить их в необходимом количестве. Но музей наш – республиканского значения. Так почему бы республике, особенно в предзнаменовании 450-летия воссоединения Удмуртии с Россией, к чему музей имеет самое непосредственное отношение, не выделить необходимые средства для ремонта этого здания, а значит для дальнейшего развития историко-культурного музея, который тоже приносит заслуженную славу не только Глазову, но и всей Удмуртии?
Т.Давыдова, газета "Красное знамя"