Начало осени – самая жаркая пора на рынке аренды недвижимости. Учебный год возвращает студентов в города и резко увеличивает количество сделок в сегменте «сниму-сдам». Эксперты Кадастровой палаты Удмуртии рассказывают, каким должен быть договор найма жилья, какие моменты в нем стоит прописать и как его зарегистрировать.
«В первую очередь, стоит обратить внимание на сами термины: аренда и найм, - отмечает начальник юридического отдела Кадастровой палаты Удмуртии – Наталья Дергачева. Договоры аренды и найма жилого помещения – это договоры, по которым имущество предоставляется за плату во временное владение и пользование. Однако наём предоставляется физическим лицам, а аренда – юридическим. Кроме того, снять можно только жилое помещение, а арендовать - не только жилую квартиру или дом, но и коммерческую недвижимость».
Заключение договора найма помогает дисциплинировать как нанимателей, так и наймодателей. Во избежание конфликтных ситуаций, взаимных претензий и недопонимания требуется предусмотреть в этом документе все возможные проблемные точки.
«Для защиты своих интересов собственнику жилья мы рекомендуем при составлении договора предусмотреть следующие ситуации, - отмечает Наталья Дергачева. - Что делать, если: съемщик не соблюдает сроки оплаты; использует жилплощадь не по назначению, если в квартире без ведома собственника жилья проживает еще несколько человек или домашние животные, если квартирант примет решение съехать раньше установленного срока, если он испортил имущество, если от соседей регулярно поступают жалобы или потребуется досрочное освобождение жилья».
Нанимателю же стоит проверить право собственности наймодателя на данный объект недвижимости – для этого потребуется свежая выписка из госреестра недвижимости. В выписке также будет указано, не находится ли жилплощадь в залоге, не является ли объектом судебного разбирательства, не сдается внаем иному нанимателю. Также ему стоит обратить особе внимание на разделы договора, касающиеся ответственности сторон по оплате коммунальных услуг и ремонта, на акт приема-передачи имущества. Необходимо прописать запрет на подселение других жильцов по желанию собственника жилья и необоснованное увеличение размера оплаты».
Договор найма необходимо заключать на конкретный, ограниченный период времени. Подписать его можно на срок от одного месяца до пяти лет. При этом, если в документе нигде не упоминается, на какое время арендовано жильё, юридически будет считаться, что сделка заключена на пять лет. Это может стать проблемой, если владелец недвижимого объекта не рассчитывал на столь большой промежуток времени. Кроме того, обстоятельства могут измениться, и выселить квартирантов против их воли можно будет только через суд и то с немалыми финансовыми потерями.
Договор найма квартиры, дома или комнаты составляется письменно и при желании заверяется у нотариуса. Присутствие нотариуса при заключении сделки обеспечивает ее юридическую чистоту и предоставляет сторонам свидетеля, который в случае необходимости сможет подтвердить, что участники пришли к соглашению добровольно и все нюансы действительно были оговорены до подписания документов.
Регистрация сделки в Росреестре – дело добровольное. Однако регистрация обеспечивает дополнительную гарантию для квартиранта и охрану его прав со стороны государства. На основании данной регистрации формируется своеобразное обременение на недвижимость. То есть осуществить реализацию квартиры, на которую оформлен долгосрочный договор аренды, будет невозможно, пока он не будет расторгнут – по согласию сторон, посредством решения суда или же пока не окончится срок договора.
Для регистрации договора потребуется согласие всех совершеннолетних собственников жилья на сдачу помещения, договор найма и квитанция об оплате госпошлины.
Подать договор на регистрацию через МФЦ может любая из сторон. Регистрация договора, как правило, занимает не более 10 календарных дней. Сделка считается зарегистрированной с того момента, когда отметка об этом появится в госреестре недвижимости.