С 1 февраля 2019 года вступают в силу важные поправки к «Основам законодательства о нотариате»: на нотариусов возлагается обязанность подавать электронную заявку в Росреестр на государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимость. Необходимость такая возникает в связи с нотариальным удостоверением договора, в рамках которого передается собственность на недвижимое имущество (купля-продажа, дарение, рента и пр.).
Обязательное нотариальное заверение предусмотрено не для всех сделок, но по своему желанию стороны могут передать нотариусу любой договор для удостоверения.
А вот, к примеру, для сделок по отчуждению доли в праве собственности на недвижимость предписывается обязательная нотариальная форма под угрозой ничтожности:
- выдачей свидетельств в рамках наследственных правоотношений (о праве на наследство или о праве на долю пережившего супруга).
Здесь уже без нотариуса никуда: только он вправе выдавать подобные документы.
Вводятся жесткие сроки, в рамках которых нотариус должен направить электронную заявку в Росреестр:
- до конца рабочего дня, в котором было совершено одно из вышеперечисленных действий,
- или в тот срок, который указали сами стороны в договоре.
Выйти за установленные временные рамки нотариусу позволяется только при возникновении препятствия, от него не зависящего (отсутствие доступа к информационной базе Росреестра, например). Тогда он должен направить документы в бумажной форме в течение 2-х рабочих дней со дня совершения нотариального действия.
Напомним, что и раньше у нотариусов была возможность подавать электронную заявку на регистрацию в Росреестр. Но это считалось отдельным нотариальным действием и, соответственно, отдельно оплачивалось.
А с февраля эта услуга утрачивает самостоятельный характер со всеми вытекающими последствиями.