Информация по обращениям граждан, связанным с предоставлением туристических услуг
С начала 2020 года по настоящее время в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) поступило 41 обращение от граждан, связанное с качеством предоставления туристических услуг.
Большинство обращений касается расторжения договора об оказании туристических услуг (аннулирование тура) и возврата денежных средств за туристический продукт.
Управление информирует потребителей о том, что в настоящее время законодательством установлен обязательный претензионный порядок урегулирования споров, связанных с расторжением договора по оказанию туристических услуг и возврате денежных средств туристу. В случае, если потребитель не урегулировал в досудебном порядке вопрос об аннулировании тура и возврате денежных средств с Турагентом и Туроператором, потребитель вправе обратиться в суд в соответствии с требованиями, установленными ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ч. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Согласно ч. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При рассмотрении обращений потребителей Управление в каждом случае предлагает помощь в подготовке исковых заявлений. В случае, если потребитель обратился в суд самостоятельно, Управление в соответствии с определением суда готово вступить в дело для дачи заключения по делу.
Вместе с тем, для принятия решения о судебной защите прав потребителя туристических услуг необходимо соблюдение потребителем ряда условий.
К обращению в Управление должны быть приложены ясночитаемые копии следующих документов.
- Копия Договора о реализации туристических услуг (РФ) со всеми приложениями;
- Копия Квитанции к приходному кассовому ордеру, копия платежного поручения копия счета (или иные документы об оплате);
- Копия Заявления (претензии) об аннулировании заявки ТУРАГЕНТУ и документы, подтверждающие его отправку (почтовое уведомление, квитанция об отправке, почтовая опись вложения и т.д.);
- Копия Заявления (претензии) об аннулировании заявки ТУРОПЕРАТОРУ и документы, подтверждающие его отправку (почтовое уведомление, квитанция об отправке, почтовая опись вложения и т.д.);
- Копии Ответов на указанные выше заявления (претензии);
- Иные документы, связанные с обращением (при наличии).
Обратите внимание! Вышеуказанные документы с заявлением (обращением) в Управление подает потребитель (турист), заключивший договор и оплативший цену договора. Кроме того, у потребителя должны иметься в наличии все оригиналы указанных выше документов. К заявлению (обращению) их прикладывать не надо, но оригиналы документов должны быть предъявлены в суде. В случае принятия Управлением решения об оказании потребителю помощи в подготовке иска, потребитель должен будет представить в Управление копию паспорта (первая страница и страница с регистрацией) для определения суда, в который будет подано заявление.
Важно помнить, что без активной позиции потребителя объективное, полное и всестороннее рассмотрение дела невозможно. В связи с изложенным, необходимо, чтобы в обращении были указаны все необходимые реквизиты для связи (телефон, электронная почта и т.д.). Потребитель, обратившись в Управление с просьбой о защите его интересов, должен быть готов обеспечить бесперебойную обратную связь, оперативное предоставление запрошенных документов и пояснений, а также обеспечить явку как в Управление (при необходимости для подписания документов в суд, дачи пояснений и т.д.), так и в обязательном порядке на судебные заседания.
В настоящее время Управлением подготовлены 2 исковых заявления в суд в интересах конкретного потребителя.
Бланки