С 01.01.2019 года отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводчества и огородничества для собственных нужд, регламентирует Федеральный закон от 29.07.2017 №217 ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 217-ФЗ)
В силу статьи 3 Закона 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности).
В соответствии с п.4 статьи 24 Закона №217-ФЗ земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
В силу положений статьи 25 Закона №217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которым ранее регулировались отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, допускалось приобретение общего имущетсва в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица (далее - некоммерческое объединение).
Вместе с тем ч.15 ст.54 Закона № 217-ФЗ обязывает вынести вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.
Также согласно абз.5 п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действии Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ) В случае, если земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона №137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некомерческой организации, созданной до 1 января 2019, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация, относится к имуществу общего пользования, то указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
Таким образом, Законом №217-ФЗ прямо предусмотрено, что с 01.01.2019 земельные участки общего назначения, расположенные в садоводческих, огороднических товариществах, подлежат предоставлению исключительно в общую долевую собственность собственников садовых или огродных земельных участков, пропорционально площади этих участков, и не могут быть предоставлены некоммерческому объединению.
Из изложенного следует, что, в случае поступления в Управление Росреестра по УР документов о государственной регистрации права собственности некоммерческого объединения на земельный участок общего назначения, расположенный в садоводческом, огородническом товариществе, предоставление которого осуществляется после 01.01.2019, по результатам проведения правовой экспертизы имеются основания для приоставновления по п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Осуществление государственного кадастрового учета на земельный участок общего назначения, расположенный в границах садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества
В соответствии с п.9. ч.5. ст.14 Закона о регистрации в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. Следовательно, государственная регистрация права долевой собственности будет осуществляться после постановки на государственный кадастровый учет земельного участка общего назначения.
В силу п.1. ст.24 Закона № 217-ФЗ образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Вместе с тем согласно п.2.9 ст.3 Закона № 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии:
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Согласно п.2.10 ст.3 Закона № 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание абз.5 п.2.7 ст.3 Закона № 137-ФЗ, земельный участок общего назначения может быть образован не только на основании и в соответствии с проектом межевания территории, но и до 1 марта 2022 года - в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п.2.7-2.10 ст.3 Закона №137-ФЗ).
В силу п.13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Согласно п.18 ст.11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
В этой связи с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общего назначения могут обратиться как исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, так и лицо, указанное в решении об утверждении схемы расположения земельного участка.
Таким образом, с учетом положений Закона о регистрации, при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка общего назначения, расположенный в границах садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, в орган регистрации прав должны быть представлены, в том числе:
Осуществление государственной регистрации права общей долевой собственности собственников земельных участков, распололженных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, на земельный участок общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества
На основании положений ст.25 Закона № 217-ФЗ право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Законом о регистрации.
Учитывая положения Закона о регистрации, представляется, что при осуществлении государственной регистрации прав собвтенников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, на земельый участок общего назначения в орган регистрации прав должны быть представлены, в том числе:
Дополнительно отмечаем, что в силу ч.2 ст.19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона о регистрации.
Таким образом, с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок общего назначения могут обратиться как собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или их представитель, так и исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Обращаем внимание, что согласно положениям ст.333.35 НК РФ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий от уплаты государственной пошлины, установленной гл.25.3 НК РФ, освобождаются.