Восстановление документов – дело всегда хлопотное. Откладывать его нельзя, поскольку документы могут понадобиться в любой момент. Документы на недвижимость - не исключение. Сотрудники региональной кадастровой палаты по Удмуртской Республике рассказывают о том, как можно восстановить необходимые бумаги и что делать, если документы были украдены.
- На протяжении многих лет главным документом, подтверждающим права владельца, было свидетельство о праве собственности - говорит ведущий инженер отдела ведения архива кадастровой палаты по Удмуртской Республике Мария Сахибова - С 2016 года этот документ заменен на выписку из Единого государственного реестра недвижимости. Выписку можно запросить в любой момент, обратившись в один из многофункциональных центров нашей республики. Документы будут готовы в срок не более 5 дней. Заказать их можно и на интернет-портале Росреестра (www.rosreestr.ru) в электронном виде - на это потребуется не больше 3 дней. Кроме того, следует отметить, что сегодня выписка заменяет и кадастровый паспорт на объект недвижимости.
За прошедшие полгода жители Удмуртии и госорганы запросили 460 тыс. выписок из реестра недвижимости.
Запросить в кадастровой палате также можно документы, на основании которых сведения об объекте недвижимости были внесены в реестр - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, межевой план, технический план, акт обследования.
- Потребоваться они могут в различных ситуациях. – говорит Мария Сахибова. - Например, при споре с соседом о законности проведенной границы между вашими земельными участками. Чтобы прояснить ситуацию на месте и не доводить её до судебных разбирательств, необходимо будет запросить копию межевого плана. В нем в текстовом и графическом виде отображается информация о прохождении границы.
В течение первого полугодия 2019 года специалисты кадастровой палаты подготовили по запросам жителей республики более 400 таких документов. Подать запрос для их получения можно через любой из многофункциональных центров.
Если понадобится восстановить правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи и так далее), необходимо сделать запрос в Управление Росреестра по Удмуртской Республике. Там же хранятся сведения о договорах долевого участия и участия в приватизации. Если договор купли-продажи оформлялся при помощи нотариуса, то копию соглашения можно получить и у него. Также к нотариусу стоит обратиться, чтобы получить утраченное свидетельство о праве на наследство.
Запросить документы может только собственник или его представитель по заверенной доверенности. Исключение составляет выписка из реестра недвижимости – ее можно запросить и относительно чужих объектов.
Что делать, если документы были украдены?
- О краже нужно заявить в полицию – советует эксперт. – Также собственник может подать в Росреестр заявление о невозможности совершения каких-либо операций со своей недвижимой собственностью без его личного участия. В таком случае, если злоумышленники попытаются совершить незаконную сделку, их документы рассматриваться не будут.