12 июля члены постоянной комиссии Глазовской городской Думы по образованию, науке, культуре, спорту, делам молодежи и национальной политике провели выездное заседание в детский сад комбинированного вида № 54 «Голубок».
Председатель постоянной комиссии Янина Чиговская-Назарова пояснила, что выездное заседание организовано, чтобы познакомится с работой образовательного учреждения.
- Задача депутата - иметь представление о работе учреждений города, чтобы в дальнейшем принимать взвешенные решения с опорой на их опыт. Кроме того, нам важно видеть труд человека, служение профессии. Таких людей, преданных своему делу, всегда много в учреждениях дошкольного образования, - пояснила Янина Александровна.
Также в заседании приняли участие Председатель Глазовской городской Думы Игорь Волков и специалисты управления дошкольного образования города.
Заведующая детским садом Татьяна Ушакова провела большую экскурсию по учреждению и его территории. Она пояснила: «Наш детский сад особенный - в нём наряду с группами общеразвивающей направленности воспитательно-образовательный процесс осуществляется в группах компенсирующего вида. Детский сад наравне со всеми посещают дети с особыми образовательными потребностями и дети - инвалиды, таким образом мы осуществляем инклюзивное образование».
В настоящее время в детском саду функционирует 14 групп. Из них 2 группы раннего возраста, 6 общеразвивающих групп и 6 компенсирующих групп, это группы для детей с нарушением речи, зрения, задержкой психического развития. Услугами дошкольного образования охвачено 257 детей. Группы компенсирующей направленности посещает 82 ребенка, это 36% от общего числа детей в детском саду, из них 23,4 % - это дети-инвалиды.
Заседание комиссии началось с экскурсии по территории детского сада, Татьяна Борисовна пояснила, что для удобства детей участки оборудованы перилами, на ступенях имеются яркие полосы, на прогулочных участках есть тренажеры для глаз, речевые тренажеры, высажено много цветов и деревьев. Держать территорию детского сада в цветущем, радующем глаз виде получается благодаря работникам детского сада и родителям детей.
Внутри детского сада «Голубок» также все приспособлено для воспитанников: яркой контрастной маркировкой выделены лестницы и дверные проемы, которые позволяют детям с нарушением зрения легче ориентироваться и безопасно передвигаться по детскому саду. В интерьере групп для детей с нарушением зрения рационально размещены цветовые пятна: зрительные тренажеры, панно, игрушки, пособия, которые служат развитию правильного светоощущения детей и пространственной ориентировке.
Депутаты проходят в группу, где занимаются дети задержкой психического развития, воспитатель Светлана Касаткина показывает депутатам методические наработки для занятий с такими детьми, это разного рода игры, которые помогут детям социально адаптироваться к жизни. Кроме того, есть предметы для создания психологического комфорта детей.
- Легкая ширма, которая быстро раскладывается, может служить убежищем или домиком детям, которые любят иногда уединиться, - поясняет педагог.
Другой воспитатель, группы для детей с нарушением зрения, Анна Микрюкова, демонтирует, как они с детьми играю в пиратов: один глаз ребенка заклеивается акклюдером (кружок из кальки) на весь день, что позволяет эффективно проводить коррекцию косоглазия. В детском саду функционирует кабинет охраны зрения, в котором дети занимаются на специальных зрительных тренажерах, их на себе испытывают и депутаты.
- В детском саду работают педагог-психолог, четыре учителя-дефектолога, два учителя-логопеда, врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, - поясняет Татьяна Ушакова.
Детский сад тесно сотрудничает со школой №15, профильная группа для детей с нарушением зрения переходит в класс компенсирующей направленности школы. Таким образом осуществляется преемственность, поэтому у детей нет сложной адаптации к учебной деятельности, и учителю намного проще организовать занятия, учитывая индивидуальные особенности детей.
Инструктор по физкультуре Елена Ипатова демонстрирует гостям уникальный комплект лечебной физкультуры «ТИСА», который благодаря микротокам оказывает благоприятное воздействие на здоровье детей. Далее депутатам показывают бассейн, оборудованный поручнями по периметру, в чаше, в душевой, сенсорную комнату, в которой имеются песочные столы, колонна, фибероптическое волокно, сухой бассейн, стенды для коррекционной гимнастики.
Значимым событием для детского сада стало его включение в 2016 году в государственную программу «Доступная среда». Заявка была подана совместно с Управлением дошкольного образования, в результате в рамках государственной программы «Доступная среда» получены средства из федерального и республиканского бюджетов на сумму около 2,5 миллионов рублей.
- Благодаря этому в детском саду, - продолжает Татьяна Ушакова, - проведены ремонтные работы: расширены дверные проёмы первого этажа для более комфортного передвижения инвалидов, установлены пандусы и перила при входе в детский сад и в здании.
Министерством образования и науки Удмуртии были заключены контракты на поставку в детский сад специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. В результате развивающая предметно-пространственная среда детского сада пополнилась специализированным оборудованием для коррекционно-развивающих и профилактических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно: комплектом лечебной физкультуры «ТИСА», коррекционно-развивающим программным комплексом «Живой звук», программно-аппаратным комплексом «Интерактивная доска», комплектом оборудования для сенсорной реабилитации и коррекции. Данное оборудование используется детским садом для детей с 4 до 7 лет. Занятиями охвачены все дети с особыми образовательными потребностями. Наличие данного оборудования позволило повысить и стимулировать интерес воспитанников с ОВЗ, повысить эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, а также вести коррекцию знаний. И что важно, позволяет создавать комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность и интеллектуальную самостоятельность. С уверенностью можно сказать, что в детском саду создана «Доступная среда», как архитектурная, так и психолого-педагогическая.
- Дети с особыми образовательными потребностями на своем пути встречают много преград, но если мы будем соблюдать их права и создавать условия для их реализации, они могут достичь многого. В нашем учреждении каждый ребенок особенный, все дети равные, - подводит итог экскурсии Татьяна Ушакова.
После чего участники выездного заседания обмениваются мнениями, которые переходят в практическую плоскость.
Янина Чиговская-Назарова: «Сегодня во время заседания мы получили исчерпывающее количество информации, чтобы понять, как функционирует детски сад, каково в нем находиться воспитанникам. Прекрасно, что дети с особыми образовательными потребностями могут получить психолого-педагогическую поддержку, что в свою очередь благоприятно сказывается на их развитии. Нельзя не отметить высокий профессионализм работников детского сада. И в этом большая заслуга управления дошкольного образования города». Депутат, ректор ГГПИ им. В. Г. Короленко отметила, что вуз будет и дальше стремиться к совместной работе с детским садом, особенно в части научной деятельности.
Лариса Горбушина, член комиссии: «Больше всего меня поразила особая душевность и комфортность детского сада: все в нем продумало для детей - начиная от входа и заканчивая группами. Это говорит о профессионализме педагогов, ведь к особым детям нужно особое отношение и особый подход. Очень хорошо, что вы смогли привлечь финансирование на реализацию программы „Доступная среда».
Елена Масленникова, член комиссии: „Детский сад 54 подстегнул в очередной раз к тому, чтобы наше образовательное учреждение участвовало в проектной деятельности. Как руководитель школы сталкиваюсь с тем, что педагогам необходимо осуществлять инклюзивное образование, отсюда у меня предложение: давайте организуем открытые семинар или ресурсный центр с привлечением детских садов, школ города и ГГПИ для обмена опытом в части реализации инклюзивного образования".
Георгий Жуйков, член комиссии: „Большое спасибо за приглашение, мы, как депутаты, должны знать потенциал города. Если связь „детский сад-шкала-вуз" сложится, это будет хорошо. Воспитатели детского сада очень ответственно относятся к своей работе. Желаю дальнейших успехов".
Игорь Волков: «По итогам работы представительных органов Удмуртии Глазовская городская Дума проводит больше всех выездных комиссий. Уверен, что не только в детском саду 54 работают такие профессиональные педагоги, так в любом дошкольном учреждении города Глазова. Каждый детский сад уникален. Спасибо большое педагогическому коллективу, по работе одного учреждения можно говорить о слаженной работе всей системы дошкольных учреждений города».
Людмила Шерман, начальник управления дошкольного образования: «Такие встречи с депутатами в рамках выездных комиссий необходимы. Предлагаю раз в полгода проводить выездные заседания в детские сады. Важно, чтобы депутаты знали наши положительные стороны, но где-то можем сказать о своих проблемах. Нужна ваша поддержка в плане материального содержания зданий и территорий. Эти встречи нам необходимы, чтобы получать обратную связь. Хочу отметить высокий профессионализм воспитателей детского сада №54, это грамотные, доброжелательные педагоги».
Каков итог комиссии? Депутаты приняли решение признать работу детского сада №54 удовлетворительной и направили в Администрацию города предложение о создании ресурсного центра по развитию доступной среды в образовательных организациях города и обмена опытом. Базой для такого центра готов стать ГГПИ.