Научно-образовательный Центр «Универсум» в апреле этого года провел очередной мониторинг образовательных планов выпускников глазовских школ. Результатами этого исследования поделился директор центра Михаил Змеев винтервью газете «Красное знамя» .
- Нынче школы города выпустили 454 одиннадцатиклассника, - рассказывает Михаил. - Мы провели традиционный выборочный опрос выпускников и получили ответы от 331 респондента. Высшее образование планируют получить 96,4 % выпускников. Таких больше с каждым годом. И если в 2016 году мы фиксировали, что около пяти процентов одиннадцатиклассников рассматривали учреждения среднего профессионального образования в качестве возможного сценария своего будущего, то в этом году таких желающих – менее процента. Выбор «вышки» по-прежнему аргументируется тем, что без высшего образования трудно найти хорошую работу. Также выпускники отмечают интерес к выбранной профессии и желание сменить жизненные условия.
- Какие предметы ЕГЭ чаще других выбирали глазовские выпускники в этом году?
- Тройка самых популярных экзаменов остается прежней: обществознание, физика и профильная математика. Особенность этого года – физика и математика фактически сравнялись по количеству выборов и заметно прибавили химия и биология. Помощью репетиторов при подготовке к экзаменам пользовалось 67% учащихся. Самыми востребованными были услуги по подготовке к математике, русскому языку, обществознанию и физике.
- Какие профессиональные пути определили для себя старшеклассники? Изменились ли предпочтения нынешнего поколения?
- Нужно учитывать, что горизонт претензий на высшее образование очень разный и по мотивации, и по профессиональным предпочтениям. Выпускников, которые точно знают, на кого и где они будут учиться, немного. Треть школьников накануне государственных экзаменов еще не определилась с выбором профессии и местом учебы (33% от общего числа опрошенных). В прошлом, 2017 году, этот процент был чуть выше - 39%.
Разброс профессиональных предпочтений 11-классников очень пестрый. Он бывает и совершенно конкретным, например – драматический артист, кинолог или физик-ядерщик. Но чаще ребята просто указывают на сферу планируемой профессиональной деятельности или называют обобщенную специальность: например, бизнес, биотехнология или инженер, экономист, врач.
Тем не менее, мы сгруппировали ответы учащихся и получили следующий расклад по профессиональным предпочтениям. Самыми популярными оказались специальности, связанные с IT технологиями (9,7%), на втором месте – медицина и врачебное дело (8,5%), на третьем – юриспруденция (5,3%).
Эти результаты в основном повторяют итоги прошлого года с той разницей, что вторая и третья позиции поменялись местами, а выбор профессий в сфере информационных технологий вырос почти на три процента. Между тем, хочется отметить, что большой популярностью пользуются специальности инженерной направленности. Выпускники не всегда четко отождествляют отраслевую сферу профессиональной деятельности специалиста-инженера, но в совокупности различных направлений инженерии отдали предпочтение почти 11 % респондентов.
- А где ребята хотели бы учиться?
- Оговорюсь, что в этом году мы немного изменили методику подсчета ответов. Предложили 11-классникам гипотетическую ситуацию, в которой им представляется возможность подать документы только в три вуза.
Всего было отмечено 129 учебных заведения в 30 городах. Причем в этом году среди названных были и иностранные вузы. Как распределились предпочтения? Представим рейтинг Топ-10 часто называемых учебных заведений. Данные приводятся по количеству упоминаний вуза из общей совокупности выборов. В сравнении с прошлым годом десятка лидеров сохранила свой состав, но изменился внутренний порядок мест.
По-прежнему, самое большое число голосов собрал УдГУ, а вот лидеры второго и третьего мест за год изменились: Уральский Федеральный университет в 2018 году отметили на двенадцать человек меньше, и он сместился на третью строчку «популярности». Вторую же строку по числу выборов занял Глазовский пединститут с 36 голосами. Однако в этом рейтинге нужно помнить, что, во-первых, четверть респондентов еще не определилась с выбором конкретного вуза и не высказала своих предпочтений, а во-вторых, указание на вуз – это вероятностная оценка возможного сценария получения образования. Ведь выбор конкретного места учебы зависит от ряда факторов.
Как признают сами выпускники, очень важными факторами в выборе конкретного места учебы являются:
1) предметы конкурсных испытаний и проходной балл ЕГЭ (73,8%),
2) финансовые затраты на обучение и проживание (66,5%),
3) гарантированное предоставление общежития (58,1%)
4) город, в котором находится вуз (52,5%).
Кстати, о последнем: распределение предпочтений выпускников по городам планируемого места обучения позволяет скорректировать общую картину предпочтений старшеклассников. Мы выделили девять городов, на которых приходится 93% всех выборов наших выпускников. Среди городов присутствия предпочитаемых вузов лидируют, как и в прошлом году – Москва, Ижевск и Санкт-Петербург.
- Часто бывает так, что выпускник еще не определился со своим профессиональным выбором, но уже называет город или вуз, где хотел бы жить и учиться.
- В контексте этой темы мы продолжаем интересоваться у школьников города о планах возвращения в Глазов после завершения обучения в вузе. Общая отрицательная (отказная) тенденция сохраняется: 83% респондентов не рассматривают или сомневаются в возможности возвращения в Глазов после завершения своего обучения. При этом, в сравнении с прошлым годом, наблюдаются различия в настроениях выпускников. Тех, кто однозначно отрицает перспективу возвращения, стало на 10% меньше, но почти на 14% увеличилась доля сомневающихся в вероятности этого сценария. Патриотично настроенная молодежь составила около 14%.
- Проблема оттока молодежи из города сохраняется. А это повод более детально изучать требования к уровню и стилю жизни молодых поколений. Какие приоритеты ставят сегодняшние выпускники в отношении будущей работы? Чего ждут от профессии, на пороге выбора которой сейчас находятся?
- Мы выяснили такой рейтинг у поколения нынешних выпускников. На первое место молодежь возводит требование интересной работы и возможности творческой самореализации (37,5%). На втором - высокая зарплата (28.1%), на тртьем - возможность карьерного роста (19,1%). Что ж, особенности возраста таковы, что молодежь привлекает не столько комфортная среда и безопасность, сколько возможность творческой, финансовой и карьерной самореализации.
Источник: газета «Красное знамя», №69 от 28 июня 2018 г.