В силу положений статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением органами дознания и предварительного следствия законодательства в указанной сфере уделяется законности и обоснованности решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Значимость такого решения трудно переоценить — с момента его принятия прекращается любая деятельность правоохранительных органов по проверке сообщения о преступлении и не просто прекращается, что может повлечь нарушение конституционные права и свободы граждан.
Кроме того, незаконный отказ в возбуждении уголовного дела при наличии поводов и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, лишает правоохранительные органы возможности реализации одного из назначений уголовного судопроизводства — уголовного преследования и назначения виновным справедливого наказания, препятствует реализации права потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Задача прокуратуры заключается в том, чтобы своевременно отреагировать на принятие преждевременного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, которое является наиболее распространенным в условиях нежелания либо поверхностного подхода должностного лица при проведении доследственной проверки.
Проверки материалов по сообщениям о преступлениях, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, показывают, что распространенными нарушениями являются: неполнота проведенной проверки; несоответствие вывода о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела фактическим данным, содержащимся в сообщении о преступлении, а также в материале проверки; неправильное применение норм права при принятии решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Количество выявляемых нарушений законов в сфере приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях продолжает оставаться значительным.
Проверки материалов об отказе в возбуждении уголовного дела показывают, что, как и прежде, есть необходимость в отмене значительного числа вынесенных следователями, дознавателями, органами дознания постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов на дополнительную проверку, а зачастую и с одновременным возбуждением уголовного дела.
К примеру, Глазовской межрайонной прокуратурой в 1 полугодии 2015 года отменено свыше 120 незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выявлено более 35 укрытых от учета преступлений.
Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела по-прежнему остается основным средством обеспечения законности при принятии решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Практике известны случаи, когда органами внутренних дел допускаются серьезные нарушения законности: нередко жертвам преступлений отказывают в приеме заявлений о преступлениях, а принятые заявления не регистрируются и не рассматриваются; уголовно наказуемые деяния регистрируются как административные проступки; при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела; подчас фальсифицируются материалы проверок.
Практика осуществления надзора за законностью разрешения сообщений о преступлениях показывает, что необходимо также проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное заявление и позицию, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.
Таким образом, уровень надзора за исполнением законодательства в сфере уголовно-правовой регистрации преступлений и, в частности, за законностью отказа в возбуждении уголовного дела зависит от того, насколько эффективно прокурор организует работу на этом важном направлении деятельности.
Помощник Глазовского межрайонного прокурора юрист 2 класса Г. П. Чернышев