23 июня 2015 года под председательском Владимира Невоструева состоялось заседание восемнадцатой сессии Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва. Депутаты приняли 24 закона. Из них 6 базовых, 17 - о внесении изменений в действующие законы.
Одним из первых парламентарии во втором чтении внесли изменения в закон «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике». Они касаются исключения из депутатского запроса положений, противоречащих федеральному законодательству по требованию Прокурора Удмуртской Республики.
Также принятием соответствующего закона одобрены изменения в закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Изменения обусловлены увеличением поступлений налоговых и неналоговых доходов, изменением суммы безвозмездных поступлений в части межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики и Федерального фонда ОМС (ФОМС) и возвратов остатков целевых средств 2014 года. Общая сумма доходов в проекте уточненного бюджета Фонда на 2015 год уменьшена (за счёт возврата остатка субвенции ФОМС 2014 года и межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики 2014 года) на 477 258,2 тыс. рублей и составляет 13 716 003,6 тыс. рублей. Общая сумма расходов увеличена на 198 537,8 тыс. рублей и составляет 14 391 799,6 тыс. рублей. Также парламентарии приняли закон «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики за 2014 год». В нем указывается, что за 2014 год бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики по доходам исполнен в сумме 13 740 243,8 тыс. рублей, по расходам 13 099 611,7 тыс. рублей.
Сразу в двух чтениях принят закон «О внесении изменений в некоторые законы Удмуртской Республики», который призван регламентировать инвестиционную деятельность в Удмуртии, создать единую законодательную базу для реализации инвестиционных проектов. Основные изменения вносятся в Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике». В списке нововведений: предоставление налоговых льгот без проведения конкурса для инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств товаров и услуг и предусматривающих крупные инвестиционные вложения в экономику региона (освобождение от налога на имущество организаций и снижение налога на прибыль организаций до 13,5% на срок окупаемости проекта, но не более 10 лет). Определяются и формы участия Удмуртской Республики в инвестиционной деятельности: государственно-частное партнёрство и государственная поддержка. Кроме того, устанавливаются новые формы государственной поддержки инвестиционной деятельности: предоставление бюджетных ассигнований инвестиционного фонда республики, предоставление инвесторам льготных условий пользования имуществом, находящимся в республиканской собственности, а также предоставление земельных участков инвесторам без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов.
Помимо этого, были внесены изменения в ряд республиканских законов, касающихся защиты прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков. Соответствующий законопроект депутаты приняли в двух чтениях. Речь идет о введении в закон процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, новому застройщику в аренду без торгов в целях принятия мер по защите прав пострадавших участников строительства. Также установлены требования к новым застройщикам, которые позволят обеспечить исполнение обязательств перед пострадавшими участниками строительства.
Следующие изменения в республиканское законодательство, рассмотренные депутатами, касались поправок к Конституции республики по вопросу создания и деятельности Конституционного Суда Удмуртской Республики. Законопроектом предполагается исключить из полномочий Государственного Совета и Главы Удмуртской Республики полномочия по формированию Конституционного Суда Удмуртской Республики, а также положения, регламентирующие статус, полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Удмуртской Республики. Законопроект не набрал необходимого для принятия количества голосов.
Поправки в Конституцию Удмуртии, предусмотренные следующим законопроектом, связаны с разработкой, утверждением и исполнением республиканских программ социально-экономического развития. Данные поправки исключают из полномочий Государственного Совета, Главы и Правительства Удмуртской Республики полномочия по разработке, представлению и утверждению республиканских программ социально-экономического развития, а также отчётов об их исполнении в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон принят в первом чтении. Срок поправок установлен до 17.30 час. 1 сентября 2015 года.
Рассмотрен проект закона «О Главе Удмуртской Республики», который устанавливает статус Главы, как высшего должностного лица Удмуртской Республики, порядок его избрания, вступления в должность, досрочного прекращения полномочий. Также законопроектом предусматриваются ограничения и обязанности, связанные со статусом Главы Удмуртской Республики, регламентируются полномочия Главы, определяются гарантии деятельности высшего должностного лица и гарантии Главы Удмуртской Республики, находящемуся в отставке. Законопроект отклонен.
В двух чтениях парламентарии приняли закон, вносящий изменения в процедуру выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов. В частности, в законе предусматривается право коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии участвовать в передаче вакантного депутатского мандата депутата, избранного в составе муниципального списка кандидатов политической партии, в случае досрочного прекращения полномочий депутата.
Следующим законом, принятом в двух чтениях, вносятся редакционные правки в закон «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Увинского района Удмуртской Республики». Изменения обусловлены принятием Государственным Советом постановления от 30 апреля 2015 года № 553-V «Об объединении населённых пунктов Увинского района Удмуртской Республики», которым была упразднена деревня Удмуртская Тукля.
Кроме того, в первом чтении внесены изменения в статьи закона «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике». Законопроектом предусмотрено расширение категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также дополнение перечня случаев, при которых оказывается помощь. Так, названное право может распространяться на супругу (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также на полных кавалеров ордена Славы, ордена Трудовой Славы, приравненных к Героям Советского Союза, Героям России, Героям Социалистического Труда, Героям Труда России соответственно.
В двух чтениях принят закон «Об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2014 год». За 2014 год республиканский бюджет по доходам исполнен в сумме 52 772 023,5 тыс. руб., по расходам - в сумме 63 915 728,7 тыс. рублей. Основная часть расходов бюджета республики в сумме 45 097 118,3 тыс. рублей или 70,6 % была направлена на финансирование отраслей социально-культурной сферы. Дефицит бюджета Удмуртской Республики составил 11 143 705,2 тыс. рублей. Также внесены изменения в закон «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» с целью приведения его в соответствие с Законом УР от 26.12.2014 № 87-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
В целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным в двух чтениях одобрены изменения в Закон УР «О транспортном налоге в Удмуртской Республике». Закон предусматривает, освобождение от уплаты транспортного налога профессиональных образовательных организаций, санаторных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Парламентарии рассмотрели и одобрили принятие закона, утверждающего дополнительные соглашения между Правительством Удмуртской Республики и Министерством финансов Российской Федерации. Данные соглашения являются дополнением к соглашениям о предоставлении бюджету Удмуртской Республики бюджетных кредитов для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) из федерального бюджета. Закон принят в двух чтениях.
Кроме того, в рамках приведения республиканского законодательства в соответствии с федеральными законами, был принят закон, вносящий изменения в Закон УР «Об универсальной электронной карте». В частности, переносится срок извещения граждан, не обратившихся с заявлениями об отказе от получения универсальных электронных карт, о начале обязательного выпуска универсальных электронных карт с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года.
В двух чтениях принят Закон УР «О мерах дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг». Вводятся меры дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг в виде частичной компенсации произведённых расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в муниципальных образованиях - Балезинский, Игринский, Кизнерский (военные городки) и Глазовский районы; в виде уменьшения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях - г.Ижевск и г.Сарапул. Уполномоченным органом по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг определено Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
Помимо этого депутаты Госсовета поддержали внесение изменений в Закон УР «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике». Перечень работ по капитальному ремонту дополняется ремонтом системы дымоудаления, пожарной сигнализации и внутреннего противопожарного водопровода. Также в него вошли услуги по строительному контролю. Краткосрочные планы капитального ремонта предлагается устанавливать на один год. Изменения касаются и приведения в соответствие действующему законодательству порядка формирования и деятельности органов управления регионального оператора.
В двух чтениях поддержали и внесение изменений в Закон УР «О защите населения и территорий Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций». В законе раскрываются определяющие понятия «критически важный объект», «потенциально опасный объект, а также устанавливаются органы управления Удмуртской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кроме того изменения внесены и в республиканский закон „О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике“. В частности, в соответствии с принятым законом, Глава Удмуртской Республики получает полномочия устанавливать перечень должностей государственной гражданской службы Удмуртской Республики при замещении которых государственным гражданским служащим Удмуртской Республики запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В двух чтениях принят проект закона, в соответствии с которым государственные полномочия Удмуртской Республики по ликвидации и содержанию скотомогильников и содержанию мест захоронений животных, павших от сибирской язвы, передаются органам местного самоуправления. Устанавливается порядок расчёта субвенций для органов местного самоуправления для осуществления переданных полномочий.
Депутаты республиканского парламента также внесли изменения в Закон Удмуртской Республики „О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“. Изменения носят редакционный характер и позволят в качестве меры социальной поддержки осуществлять выплату денежных средств на их содержание на период (июль, август) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 18 лет в июне - июле, до их поступления в учреждения профессионального образования. Кроме того, законом уточняются основания выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей, усыновленных (удочеренных) в возрасте старше трёх лет, а также предусматривается передача денежных средств на оплату вознаграждения патронатного воспитателя и на содержание детей в семьях патронатных воспитателей из Министерства образования и науки Удмуртской Республики в Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики.
Соответствующим законом вносятся изменения в отдельные законодательные акты Удмуртской Республики по вопросу предоставления мер социальной поддержки по освобождению родителей (законных представителей) от платы за присмотр и уход за детьми, обучающимися в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. А именно в целях реализации Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ в новой редакции изложена статья 6 Закона „Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике“, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по освобождению родителей, являющихся инвалидами 1 и 2 группы от платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных дошкольных организациях.
На заседании одобрены юридико-технические правки в региональные законы „О государственных наградах Удмуртской Республики и почетных званиях Удмуртской Республики“ и »Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Депутаты Государственного Совета приняли ряд постановлений. В частности, поддержали 19 законодательных инициатив и 14 обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках сессии состоялся правительственный час с рассмотрением вопроса «О газификации населённых пунктов в Удмуртской Республике».
По материалам пресс-службы Госсовета Удмуртии.