По словам Натальи Ларионовой, федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса, которая появится в ближайшее время, объединит финансово-кредитные ресурсы, а также займется работой с заказчиками — это станет ее основной задачей. В дальнейшем планируется передать в новую структуру другие программы поддержки малого и среднего бизнеса.
«Новая структура будет задавать направления для малого и среднего бизнеса и как корпорация привлекать партнеров, - отметила директор Департамента. - Мы будем придумывать программы, которые станут интересны частным кредитным учреждениям, частным лизинговым корпорациям». В корпорации на первом этапе будут интегрированы ресурсы Агентства кредитных гарантий и дочернего банка Внешэкономбанка. На федеральном уровне у регионов появится мощный, сильный партнер, который будет обладать достаточными финансовыми и административными ресурсами». Она также добавила, что с созданием корпорации Правительство РФ связывает надежды на перезагрузку поддержки малого и среднего бизнеса.
«Мы опробовали основные инструменты, которые применяются в мире и понимаем, какие из них работают, какие — нет, - уточнила она. - Сейчас главная задача — повышение эффективности работы этих инструментов».
По словам Натальи Ларионовой, сейчас законодательство и финансовые программы направлены на возможности региональных властей принять то или иное решение. «В сфере налогообложения малого и среднего бизнеса применяется упрощенная система и региональные власти могут установить ставку от 15% до 5%, в патентной системе региональные власти могут установить базовую ставку от нуля до 10 млн. рублей», - заметила глава департамента Минэкономразвития.
В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматриваются поправки, расширяющие возможности региональных властей. Так, например, в рамках упрощенной системы налогообложения у региональных властей будет право снизить ставку налога с оборота с 6 до 1%, ставку налога на вмененный доход с 15 до 7,5%. Также региональные власти смогут решать вопросы льготной приватизации, продажи зданий в рассрочку, устанавливать сроки этой рассрочки.
Наталья Ларионова заметила, что Минэкономразвития стремится предложить разным группам предпринимателей индивидуальные инструменты поддержки. «Мы привыкли к словосочетанию «малый и средний бизнес», но это разные предприятия, - пояснила она. - Есть предприятия на селе, где работают два-три человека, а есть компании, где трудятся 200 человек, способные заключать контракты и участвовать в госпрограммах». По ее словам, назрела необходимость выделить микробизнес, внедрив в законодательство термин «самозанятый».
«Думаю, что программа поддержки предпринимателей в ближайшее время будет серьезно трансформироваться, но у нас сейчас самая главная задача, учитывая текущий момент и задачи по импортозамещению, это формирование системы поставщиков и субподрядчиков вокруг крупных компаний», - отметила она. По ее словам возможности крупного бизнеса - фантастические. Никакая программа государственной поддержки не сравнится с теми возможностями, которые существуют у предпринимателей, являющихся стабильными, надежными поставщиками. «Представители крупных компаний говорят, что их интересует не разовое участие в госзаказе, а долгосрочное сотрудничество — это и определяет существование бизнеса как такового. Та задача, которую мы ставим перед собой, в ближайшие 3−5 лет будет связана с этим», — добавила директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития.
С 1 июля 2015 года вступит в силу постановление Правительства РФ, которое обяжет все крупные компании, государственные и дочерние общества, закупать 18% от своего заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства. «РЖД, Газпром, Росатом, Роснефть - для всех это станет нормой, - отметила она. - Но мы не хотим выстраивать работу с ними исключительно на базе диктата и штрафов, понимая, что к сожалению, не всегда есть такой бизнес, который может обеспечить стабильные и качественные поставки». «Наша задача на ближайшую перспективу, вместе с региональными властями сформировать систему выращивания таких производственных компаний, которые станут надежными, сильными партнерами», — заключила Наталья Ларионова, заметив, что те изменения, происходящие в нормативной базе, позволяют во многом переосмыслить меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса