В соответствии с Федеральным закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор может быть установлен в отношении лиц, ранее совершивших преступления и освобожденных из мест лишения свободы.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.
Обязательным условием для осуществления административного принуждения в виде административного надзора является течение срока судимости, в течение которого обвинительный приговор суда сохраняет свою силу, вследствие чего лицо, имеющее судимость, даже после отбытия наказания находится в уголовно-правовых отношениях с государством. Это также обосновывает возможность установления в определенных законом случаях административного надзора, который для части лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является «принудительной профилактикой», административным принуждением к несовершению преступлений и других правонарушений. При административном надзоре устанавливаются следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
За несоблюдение указанных ограничений лица, в отношении которых установлен административный надзор, могут привлекаться к административной или уголовной ответственности. Статьей 19.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрены предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 1500 рублей либо административный арест до 15 суток. За уклонение от административного надзора ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрены обязательные работы до двухсот сорока часов, исправительные работы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до одного года.
Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В обязательном порядке административный надзор применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В остальных случаях административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершило в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Целью административного надзора является защита общества от преступных действий лиц, ранее совершивших преступления и освобожденных из мест лишения свободы.
Основная часть функций по реализации административного надзора возложена на МВД РФ. Задача органов внутренних дел при осуществлении административного надзора — это профилактика правонарушений среди поднадзорных лиц, формирование у них законопослушного поведения, что достигается прежде всего профилактическими беседами с такими лицами, разъяснительной работой, наблюдением за их поведением.
На данный момент на учете в ММО МВД России «Глазовский» состоит 202 лица, в отношении которых установлен административный надзор. Из них за несоблюдение административных ограничений и не выполнение обязанностей, установленных при административном надзоре к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ привлечено 63 лица. В текущем году по ст. 314.1 УК РФ за уклонение от административного надзора в отношении 6 лиц возбуждены уголовные дела.
Межрайонный прокурор старший советник юстиции А. В. Курбатов