18 ноября 2014 года открылась внеочередная сессия Государственного Совета пятого созыва. Депутаты рассмотрели 19 законопроектов и ряд других вопросов.
Перед началом работы сессии Председатель Госсовета Владимир Невоструев вручил удостоверение и знак депутата Анатолию Хохрякову, зарегистрированному кандидату из республиканского списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и пожелал новому депутату плодотворной работы. Напомним, мандат освободился в связи с переходом на государственную гражданскую службу в Министерство энергетики Российской Федерации Владимира Щербакова.
Одним из наиболее важных законопроектов, рассмотренных на сессии, стал проект закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Данный законопроект был принят депутатами в первом чтении. Проект бюджета сформирован на основании 27 государственных программ. Расходы в 2015 году составят 56 364 714,3 тыс. рублей. Общий объём доходов прогнозируется в сумме 51 664 125,6 тыс. рублей. Дефицит бюджета Удмуртской Республики на 2015 год установлен в размере 4 700 588,7 тыс. рублей.
Сегодня же двух чтениях приняты изменения в закон «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Расходная часть бюджета на текущий год увеличена на сумму 2 516 030,0 тыс. рублей за счёт неиспользованного по состоянию на 1 января 2014 года остатка субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку инвестиционного проекта по строительству мостовых переходов через реку Кама и реку Буй.
Внесены изменения в закон Удмуртской Республики «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Удмуртской Республики». В частности, изменения касаются перечня дополнительных сведений, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Удмуртской Республики. В этот регистр, согласно закону, будут внесены предписания антимонопольных органов, акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление отдельных государственных полномочий, иных органов местного самоуправления (кроме представительных органов и администраций МО). Также предусмотрена процедура направления муниципальных нормативных правовых актов (в том числе принятых на местном референдуме) в орган государственной власти для их последующего включения в регистр. С учетом внесённых изменений и поправок закон принят во втором чтении.
Также в окончательном чтении одобрены изменения в республиканский закон «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике». Данный закон приводит региональное законодательство в соответствие федеральным и определяет порядок формирования представительных органов муниципальных районов. Ранее такие положения определялись исключительно уставами муниципальных образований. Согласно данному закону каждый глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя, а глава сельского поселения также и полномочия руководителя местной администрации. Кроме того, вопрос местного значения сельских поселений «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения…» предлагается закрепить с 1 января 2015 года за органами местного самоуправления муниципальных районов.
Также сегодня принят закон «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики». Данный закон регламентирует осуществление градостроительной политики в Удмуртии. В рамках его реализации отдельные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и в сфере распоряжения земельными участками, будут отнесены к полномочиям исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики. При этом муниципальные власти не будут лишены возможности планирования градостроительства, однако, окончательное решение останется за властями республики. С инициативой передачи ряда полномочий в сфере градостроительства с муниципального уровня на республиканский выступил Глава Удмуртии Александр Соловьев. Он внес соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта. Депутаты согласились с его предложением и приняли закон во втором чтении. «Наверное, можно было и не вносить это предложение, но у меня есть много вопросов и к городу Ижевску, и к Завьяловскому району, и к другим муниципальным образованиям в части градостроительства и принятия планов развития территории, - сказал сегодня Глава Удмуртии, комментируя вопросы, рассматриваемые на парламентской сессии. - Да, Минстрой республики и сейчас подписывает, согласовывает эти планы. Но на местах в документы вносятся коррективы. И потому вместо пятиэтажного дома появляются девятиэтажные дома, расширяются отведённые территории под строительство и прочее. Мы же с вами чувствуем, как город (Ижевск) уплотнили. Негде построить детские или спортивные площадки. Ситуацию надо менять».
Александр Соловьев напомнил про недавний конфликт вокруг столичного бульвара Гоголя, который, по сути, и стал поводом для пересмотра распределения полномочий. «Мы хотим помочь застройщикам, хотим сделать столицу красивым, зелёным и ухоженным городом. Бояться передачи полномочий не надо. Такой опыт уже опробован в других регионах, и практика вполне себя оправдала», - заметил руководитель республики.
Во втором чтении принят закон «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике». По мнению депутатов, его реализация положительно повлияет на инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики, позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечить возможность реализации их инициатив, предсказуемость путей развития региональной экономики, а также стимулировать предпринимательскую активность.
Кроме того, сразу в двух чтениях приняты изменения в закон «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Он устанавливает особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости, а не от остаточной балансовой, для таких объектов недвижимого имущества как административно-деловые и торговые центры общей площадью свыше 1000 кв. метров. В результате активного обсуждения и предложений со стороны депутатского корпуса предлагается установить налоговые ставки по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимости: в 2015 году - 1,2%, в 2016 году - 1,5%, в 2017 году - 1,8%, в 2018 году - 2%.
В двух чтениях принят закон «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики „О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике“, в соответствии с которым действия патентов будут дифференцированы по группам муниципальных образований в Удмуртской Республике. Первая группа - Ижевск, вторая группа - Воткинск, Глазов, Можга, Сарапул, третья и четвертая группа - муниципальные образования (кроме муниципальных районов) и населённые пункты, входящие в состав территорий муниципальных образований). Кроме того, изменены суммы потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности в зависимости от территории действия патентов. Заместитель Председателя Государственного Совета, руководитель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова отметила, что принятие изменений в данный закон будет способствовать снижению налоговой нагрузки, а также увеличению количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.
Во вторник же в двух чтениях принят закон „Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения“. Министр финансов Удмуртии Станислав Евдокимов отметил, что данный законопроект является следствием принятого 4 октября 2014 года Федерального закона № 284-ФЗ, согласно которому в каждом субъекте Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года необходимо установить единую дату начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В соответствии с данным Федеральным законом, принятие закона Удмуртской Республики, и последующих за ним нормативных актов муниципальных образований станет отправной точкой перехода Удмуртии на измененную систему налогообложения в части имущественных отношений с учетом кадастровой стоимости объектов. Станислав Евдокимов подчеркнул, что основная причина принятия данного закона - справедливое налогообложение. На сегодняшний день существуют примеры, когда жители села платят за имущество в несколько раз больше, чем горожане, при явной разнице объектов налогообложения и суммы дохода. С принятием нового порядка определения налоговой базы можно будет добиться справедливого взимания налогов для разных категорий собственников. Как было отмечено, первые налоги по новой базе поступят в бюджет только в 2016 году, а налоговая ставка по региону составит 0,1% вместо максимальных 0,3%.
В первом чтении принят проект закона „О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“. Бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам на 2015 год в размере 14 193 261,8 тыс. руб. и спланирован без дефицита.
Рассмотрены и внесены изменения в статью 2 Закона Удмуртской Республики „О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике“, согласно которым устанавливается льгота по налогу на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики. В настоящее время сумма налога на имущества в отношении республиканских автомобильных дорог в полном объёме (2013 год - 195,5 млн. рублей, 2014 год - 186,2 млн. рублей) включается в расходную часть дорожного фонда Удмуртской Республики, что не соответствует установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации цели создания дорожных фондов.
18 ноября же были внесены изменения в некоторые статьи республиканского закона „О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике“. Зарегистрированные кандидаты, включённые в муниципальный список, получат право участвовать в получении депутатских мандатов два раза, при условии, что соответствующий кандидат первый раз отказался от получения депутатского мандата.
Изменения коснулись и ряда законов Удмуртской Республики, регламентирующих вопросы государственной гражданской службы. Принят закон „О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики“ которые приводятся в соответствие с Конституцией Удмуртской Республики. В частности, в текстах законов слово „Президент“ заменено на слово „Глава“. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ внесены изменения в части установления единых требований и условий формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации.
В первом чтении принят проект закона „О стратегическом планировании в Удмуртской Республике и внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики“. Он устанавливает порядок осуществления стратегического планирования в республике и регулирует отношения, возникшие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Удмуртии, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
Другим решением депутаты приняли в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Закон Удмуртской Республики „Об информатизации в Удмуртской Республике“. Действующий закон приводится в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, на законодательном уровне предполагается закрепить определение и основную структуру электронного правительства Удмуртской Республики.
В двух чтениях был принят закон „О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики „Об исключительных случаях заготовки древесины и недревесных лесных ресурсов“. Он направлен на приведение регионального законодательства в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
В целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации в двух чтениях был принят закон „О порядке и условиях осуществления в Удмуртской Республике ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права“, который устанавливает порядок и условия осуществления органами исполнительной власти УР и органами местного самоуправления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных им организациях.
Был рассмотрен проект закона Удмуртской Республики „О наказах избирателей депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики“. Его представил автор депутат Юрий Бычков. Он предложил регламентировать порядок внесения, рассмотрения и реализации наказов избирателей депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики, а также порядок утверждения, организации выполнения наказов избирателей и контроль за их выполнением. Проект закона был отклонен. Но по предложению Главы Удмуртии депутаты Госсовета приняли решение создать рабочую группу по разработке законопроекта, регламентирующего работу с наказами избирателей. Александр Соловьев отметил, что деньги в размере 90 миллионов рублей на эти цели в бюджете 2015 года зарезервированы. Поэтому время для разработки и принятия законопроекта есть.
Авторы проекта закона „О внесении изменений в законы Удмуртской Республики“ и „О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики“ и »Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" отозвали его для доработки. От имени всех разработчиков законопроекта выступил руководитель фракции ЛДПР Дмитрий Кулишов. Он отметил, что в ближайшее время проект закона будет доработан и снова внесен для рассмотрения в Государственной Совет.
В рамках работы сессии принято Постановление Госсовета, в котором инициируется перенос вступления в силу положения Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающего обязанность абонентов обеспечивать очистку сточных вод до их сброса в централизованную систему водоотведения с использованием локальных очистных сооружений на срок до 1 января 2017 года. Следующим Постановлением Госсовета было закреплено решение депутатов поддержать 11 законодательных инициатив и 13 обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Завершилось первое заседание внеочередной сессии Правительственным часом с рассмотрением вопроса «Конституция Удмуртской Республики - основной гарант развития жилищного строительства в Удмуртской Республике для отдельных категорий граждан».
По материалам официального сайта Государственного Совета Удмуртской Республики. Фото пресс-службы Государственного Совета Удмуртской Республики.