На территории Удмуртии стартовала система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Для реализации требований законодательства принят закон Удмуртской Республики от 22.10.2013 года № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», согласно которому жители многоквартирных домов со следующего года обязаны будут вносить ежемесячный взнос на капитальный ремонт.
Данным республиканским законом утвержден Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, который включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома;
7) изготовление и экспертизу проектной документации на работы (услуги) в целях проведения капитального ремонта общего имущества конкретного многоквартирного дома;
8) обследование строительных и инженерных конструкций многоквартирного дома.
В соответствии с законом в целях финансового и организационного обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах:
1) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике (постановление Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 года № 186 );
2) утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике на 2015 год (постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 года № 187):
- для зданий с лифтом 5-этажных и выше минимальный размер взноса на капитальный ремонт утверждён в размере 7,30 руб. на 1 кв. м общей площади помещения в месяц;
- для зданий без лифта 7-этажных и ниже — 6,70 руб. на 1 кв. м общей площади помещения в месяц.
Региональная программа сформирована для всех многоквартирных домов, находящихся на территории Удмуртской Республики вне зависимости от формы собственности помещений и выбранного способа управления в таких домах. Данная программа будет реализовываться вне зависимости от того, какой способ формирования фонда капитального ремонта будет выбран собственниками помещений в многоквартирном доме за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, домов блокированной застройки и многоквартирных домов, в которых расположено менее трёх квартир.
Программа сформирована на срок 30 лет (2014−2043г.г.), необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов,
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, общего имущества в многоквартирных домах,
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, общего имущества в многоквартирных домах с интервалом в пять календарных лет.
Региональная программа опубликована на сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (www.minstroy.ru), а также на сайте Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru).
С момента опубликования Региональной программы у собственников помещений возникают следующие обязанности:
1) в течение шести месяцев принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете или на счете регионального оператора). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, то орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора;
2) по истечении восьми месяцев — уплата взносов на капитальный ремонт, размер которого не должен быть меньше, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Удмуртской Республики. На основании решения общего собрания собственников помещений взнос на капитальный ремонт может быть установлен в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В этом случае средства, сформированные за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование дополнительных работ по капитальному ремонту общего имущества в данном доме.
Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно приниматься общим собранием количеством голосов не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Первый способ — перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет многоквартирного дома. В этом случае собственники самостоятельно накапливают средства и решают все вопросы, связанные с проведением ремонта, в том числе определяют вид и объем ремонта, выбирают подрядную организацию, осуществляют приемку работ и несут ответственность за результат. Единственное ограничение, которое накладывается на специальный счет — расходование по строго целевому использованию средств на капитальный ремонт.
На общем собрании должны быть приняты еще несколько решений:
- о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не может быть меньше, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Удмуртской Республики;
- о перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который не должен быть меньше перечня, предусмотренного региональной программой;
- о сроках проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом сроки проведения отдельных работ по капитальному ремонту не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой;
- о кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет,
- о владельце специального счета.
Владельцем специального счета могут быть выбраны:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или в нескольких домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках , имеющих общую границу;
- жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом;
- региональный оператор.
Второй способ — формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора. Обязательные взносы на капитальный ремонт перечисляются региональному оператору. Данные средства собираются на счете оператора и затем перераспределяются по домам согласно принятой Программе. В этом случае вся ответственность за своевременную организацию проведения ремонта и его качество ложится на регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленные сроки не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Денежные средства, поступившие от собственников, могут быть израсходованы только на цели проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Какие плюсы и минусы у обеих моделей? Первый способ предусматривает, что дом может накапливать средства на спецсчете, даже если у него нет собственного ТСЖ или жилищного кооператива, то есть нет юридического лица. Однако номинальным владельцем счета в этом случае может быть только региональный оператор. То есть дом может делегировать региональному оператору открытие спецсчета. В таком случае оператор откроет счет на указанный дом и станет его номинальным владельцем, но распоряжаться деньгами с этого счета смогут только собственники жилья. Для домов со спецсчетами также будут обозначены сроки проведения капремонта.
Во втором случае собственники только платят, все остальное происходит практически без их участия. Региональный оператор подменяет и ТСЖ, и управляющие организации. Он выступает и заказчиком капремонта, он финансирует подрядчика и контролирует выполнение работ, подписывает акты приемки выполненных работ. Акт приемки должен быть согласован органом местного самоуправления, а также лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме). Уполномоченным лицом может быть и управляющая организация, и председатель совета многоквартирного дома на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме.
Собственникам хотелось бы порекомендовать: лучше сразу определиться со способом накопления средств на капремонт. Переходить из одной модели в другую сложно. Например, в доме нет ТСЖ, работает вторая модель. Через три года собственники создают ТСЖ и хотят перейти на «индивидуальное» накопление. Но у регионального оператора все деньги в работе и «вытащить» их, чтобы перевести на индивидуальный спецсчет дома, может быть сложно. В законе установлен срок не раньше, чем через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений, чтобы региональный оператор мог зарезервировать средства на те дома, которые выходят из общего накопления. Перевести свои средства со спецсчета к региональному оператору будет проще — решение вступит в силу уже через месяц после направления владельцу спецсчета решения общего собрания собственников помещений.
Выбор за вами!