Сергей Беляков, замминистра экономического развития:
"Деофшоризация экономики, которую затеяло правительство, не будет успешной, пока мы не поймем одну простую вещь: причина оттока капитала из России - это излишне жесткое отношение государства к предпринимателям.
Растущий объем капитала, который российский бизнес предпочитает выводить за рубеж, напрямую связан с запретительной моделью отечественной экономики.
Мы уже много лет с чем-то боремся - с оттоком капитала, офшорным бизнесом, коррупционными схемами, фирмами-однодневками. Но все, с чем мы боремся, парадоксальным образом еще больше расцветает. Нет ничего из этого списка, что бы мы сумели победить.
Более того: нередко бенефициарами офшорных схем являются компании с государственным участием и аффилированные с ними структуры. Это значит, что вся государственная машина крайне неэффективна и обременительна для бизнеса. Фактически наша деятельность заставляет компании, включая государственные, пользоваться офшорами.
Наша ошибка в том, что мы все это время пытались строить различные заграждения на пути капитала, придумывать запреты и наказания, забывая о "пряниках". А перед тем как поставить барьеры на пути движения капитала в офшоры, нужно сначала обеспечить нормальные условия для ведения бизнеса в России.
Если бизнес структурирует свои сделки таким образом, что капитал уходит из страны, а потом этот же капитал возвращается обратно в виде прямых инвестиций, значит, что-то явно не так с нашей бизнес-средой. В этих условиях просто принимать поправки в налоговое законодательство наивно: вряд ли от этого сама собой кардинально изменится бизнес-среда или компании переструктурируют свою деятельность.
Налоговая причина использования офшорных схем не основная и уж точно не единственная. Российские суды, корпоративное законодательство и правоприменение - вот три ключевых фактора, которые заставляют бизнес использовать офшоры.
Ключевая проблема нашей бизнес-среды - это отсутствие защиты прав собственности. С помощью офшоров российский бизнес пытается обеспечить конфиденциальность владения активами, чтобы защитить их. Приходится признать, что российская юрисдикция эту защиту обеспечить не может, и это очень неприятный для нас вызов.
Можно запретительными и устрашающими мерами заставить компании отказаться от использования офшорных схем. Но надо четко понимать, что это ненадолго, потому что экономические стимулы использования офшоров никуда не делись. Это не особенность российского бизнеса. Компании многих стран регистрируются в офшорах, чтобы снизить свои издержки и компенсировать несовершенство законодательства своей страны.
Мы поддерживаем налоговые предложения Минфина, но их явно недостаточно для того, чтобы обеспечить деофшоризацию экономики. Ставить барьеры мало.
Карательное отношение к бизнесу со стороны законодателей и чиновников создает среду, в которой вообще невыгодно ничего декларировать, быть в поле зрения государственных органов. Любые меры, которые сегодня направлены на "ужесточение борьбы", становятся тяжелым бременем для честных компаний - тех, кто декларирует свои доходы, платит налоги, раскрывает информацию о собственниках и сделках.
Поэтому Минэкономразвития предлагает наряду с барьерами предусмотреть и стимулирующие меры, снижающие налоговую нагрузку для прозрачных компаний, готовых регистрировать активы в России. Например, в обмен на отказ от использования офшоров мы предлагаем либерализацию налогового законодательства при займе финансовых ресурсов у иностранных компаний.
Мы предлагаем освободить от налога проценты по займам у источника выплаты доходов. Эта мера, применяемая в комплексе с правилами недостаточной капитализации, безусловно, позволит улучшить инвестиционный климат в стране и создать благоприятные условия для прихода в Россию иностранного капитала. Но одновременно мы не допускаем злоупотреблений, связанных с созданием большого количества компаний в различных юрисдикциях ради ухода от налогов при перераспределении доходов внутри холдингов путем подмены акционерного финансирования заемным.
Минэкономразвития также предлагает освободить от налогов доходы, связанные с участием в капитале другой компании: в части доходов, полученных от реализации акций дочерних компаний, - ослабление требований к сроку владения с пяти до двух лет; в части доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных дочерних компаний, - ослабление требований к доле владения с 50 до 20%. Это обеспечит привлекательность российского рынка для холдинговых компаний, а также создаст предпосылки к возвращению из офшорных юрисдикций корпоративных структур, подконтрольных российским компаниям.
Стимулами могут быть не только налоговые преференции, но и доступ к длинным пенсионным деньгам. Сейчас для того, чтобы получить доступ к пенсионным накоплениям, нужно соблюсти достаточно много условий. Использование пенсионных денег ограничено по понятным причинам, но я уверен, что можно найти способы без риска вкладывать их в акции компаний. Практика показывает, что долгосрочные вложения в акции компаний более доходны, чем краткосрочные инструменты. К тому же именно в таких инвестициях нуждаются сегодня крупные инфраструктурные проекты.
Работа над корпоративным законодательством тоже может улучшить бизнес-среду в России. Не стоит опускать руки только потому, что наша судебная система далека от совершенства.
Мы хотим уйти от карательного отношения к бизнесу, но не готовы мириться с очевидным использованием офшоров ради налоговой экономии. Например, если компания не является налоговым резидентом Российской Федерации, но при этом является "дочкой" российской компании и доход этой организации не подлежит налогообложению в стране ее резидентства или облагается по ставке меньше, чем если бы она находилась в России, то налог с таких доходов должен уплачиваться в отечественный бюджет. Это будет справедливо."