В преддверии введения в новом 2012−2013 учебном году в наших школах журналов и дневников в электронном виде разъяснения по их применению дают методисты МБУ «Информационно-методический центр» Галина Смирнова и Ренат Камалов.
- Обязательно ли внедрять электронные журналы всем школам, или образовательные учреждения участвуют в проекте по своему желанию?
- Еще в декабре 2009 года было принято постановление Правительства РФ, где перечислялись первоочередные услуги образовательных учреждений, которые необходимо перевести в электронный вид: «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках». Эти услуги реализуются с помощью электронных журналов и дневников. Срок их внедрения по всей стране обозначен — 1 января 2014 года. Уже сейчас во многих регионах образовательные учреждения работают с электронными журналами и дневниками, чтобы подойти к 2014 году во всеоружии. И Глазов- не исключение.
- Что сделано на сегодняшний день в Глазове по внедрению электронных журналов и дневников?
- На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении определены ответственные за внедрение электронных журналов, проведена учеба администраторов, реализуются планы внедрения. Согласно Федеральной программе модернизации системы образования заключены договоры на прокладку локальных сетей, на покупку сервера и программного обеспечения.
- Какие учреждения будут оказывать помощь образовательным учреждениям в введении электронных журналов на уровне республики и города?
- На республиканском уровне создан «Региональный Центр информатизации и оценки качества образования» (РЦИ и ОКО), который курирует деятельность базовых школ и осуществляет координацию действий по реализации проектов в сфере информатизации по всем образовательным учреждениям Удмуртии. Реализация проекта в Глазове началась еще в 2010 году, на основе СОШ №3 — базовой школы по информатизации.
Внедрение электронных дневников является школьным локальным проектом, так как результаты будут конкретными для каждого субъекта, образовательного учреждения.
Федерация и регион заинтересованы в реализации данного проекта, так как он позволяет расширить доступность информации о качестве предоставляемой услуги. Но принимаемых мер по стимулированию проекта из региона и федерации недостаточно, в связи с этим особую роль в его реализации проекта приобретает муниципальная методическая служба, которая будет координировать и контролировать работы по реализации проекта в каждом образовательном учреждении. В нашем городе такая функция будет возложена на «Информационно-методический центр».
- В чем преимущество использования электронных журналов для учеников, родителей и педагогов?
- Использование электронного журнала имеет ряд преимуществ.
Для родителей, которые:
- узнают об оценках в день их выставления;
- немедленно будут проинформированы о прогулах своих детей;
- проконтролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания;
- своевременно смогут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью;
- смогут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку;
- будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни;
- проследят динамику успеваемости ребенка (среднюю оценку);
- будут проинформированы в случае пропуска родительского собрания.
Для учеников, которые:
- увидят актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен;
- смогут иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем;
- будут иметь возможность следить за своей средней оценкой.
Используя электронный журнал, учитель сможет осуществлять с ним следующие операции:
- выставлять оценки учащимся (с возможностью оставить комментарий к оценке);
- отмечать опоздания, прогулы и отсутствующих;
- давать домашние задания;
- вести статистику успеваемости по своему предмету в разрезе каждого ученика и каждого класса в целом;
- оставлять сообщения для родителей учащихся;
- просматривать расписание занятий на день, неделю, и т.д.
- Существует ли опасность, что информация об успеваемости отдельного ученика окажется в свободном доступе?
- Защите и безопасности персональных данных учащихся уделяется большое внимание. Доступ к электронным дневникам осуществляется через Интернет по индивидуальным логинам и паролям, таким образом, родители видят данные только по своему ребенку.
- Какие существуют проблемы?
- Введение электронных журналов — дело сложное, требует большой подготовительной работы. В школах должно быть соответствующее техническое оснащение, документация, необходимо подготовить учителей для работы с новой системой ведения журналов. Нужно понимать, что без обеспечения финансовых, правовых, технических, педагогических условий вводить электронные дневники и журналы нельзя. Иначе это будет делаться для галочки и при этом за счет учителя. Будем надеяться, что электронные журналы станут надёжной, более эффективной в работе, сменой журналам бумажным.