Без паники!
Как пережить первое сентября старшеклассникам
Об этом рассказывает практикующий психолог Марина Порошина, за ее плечами большой опыт работы со старшеклассниками.
Стресс для родителей
- Первое сентября – это скорее стресс для родителей, и от их настроя зависит, каким будет учебный год для ребенка, - рассказывает Марина. - Родители играют важную роль в его психологическом состоянии. Так что первое, о чем стоит подумать перед 1 сентября, как вы, родители, относитесь к школе. Насколько ваши опасения соответствуют реальности?Не навязываете ли вы ребёнку свои эмоции и переживания, связанные со школьными годами?
Родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же.
Самое важное – ваша поддержка
Неважно, в какой класс идет ваш ученик. Стресс испытывают все школьники. Первые дни учебы дадутся трудно, ребенок не будет высыпаться, будет перестраиваться, приспосабливаться к новому ритму. Не ругайте ребенка. Вспомните свое состояние, когда предстоит выходить из отпуска на работу? Оно не комфортное, как правило. Усталость будет ощущаться в любом случае.
От возраста детей зависит, на что надо обратить внимание родителям и как правильно оказать поддержку. Чем младше ребенок, тем больше ему нужно особое внимание, родительская поддержка. Помогите ему собраться в школу, настрой должен быть как перед праздником. Придумайте, как вы отпразднуете день знаний, за праздничным столом, или сходите в кафе поесть мороженого, подарите подарок.
Больше позитива, избегайте фраз: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить, не умеешь, не стараешься, это тебе не детский сад...». Не надо вызывать ностальгию по детсадовскому времени. Оно уже в прошлом, надо настраивать ребенка на будущее, на учебу, на новую школьную жизнь.
Классно, что ты идешь в школу
Делайте как можно меньше замечаний. Первоклассника подбодрят слова: «Как классно, ты идёшь в школу, значит, ты уже совсем большой!». «У тебя все получится», «Хорошего дня», «Удачи». Чаще спрашивайте не «Какую отметку ты получил?», а «Чем ты занимался?», «Что у тебя хорошо получилось?». Обязательно подробно расспросите ребенка, как прошел первый день, с кем он познакомился, с кем подружился, с кем сидит за партой, что нового узнал, какие были уроки. Это важно для ребенка, и слушайте его не только в первый день, а постоянно.
Рубеж – пятый класс
Особое внимание должно быть к пятиклассникам. У детей начинается много новых предметов, уроки могут задавать на неделю, и непонятно, когда их делать. Легко забыть что-то, что просили принести. Разные учителя, разные требования, разные кабинеты. Нужно помочь ребенку научиться планировать свое время, сейчас это важнее, чем совместное выполнение уроков.
Это среда, в которой дети растут
Немаловажно говорить с ребенком, помогать проговаривать впечатления, эмоции, трудности. Не лишайте его гаджетов, невозможно полностью отказаться от планшетов и компьютеров, это среда, в которой дети растут. Сам по себе компьютер или планшет ничего не значат, важно то, как дети их использует. Наверное, надо посмотреть, что ваш сын или дочь с ним делают, и включиться в совместный процесс. При хорошем контроле и грамотном развитии - это одно из направлений приобретения ребенком знаний и навыков. Многим родителям отвлечь ребенка от виртуального мира помогают простые совместные занятия, настольные игры, поход на интересное мероприятие, разнообразные виды спорта, занятия в кружках. Поддержите его дружбу с другими ребятами.
Режим и правила
И далее уже в спокойной атмосфере, вы сможете договориться с ним о режиме и правилах. Не бойтесь шутить, юмор в общении с детьми очень нужен. Привычки вырабатываются постепенно. Для своих просьб можно использовать записки, картинки с напоминанием, приклеить стикер, заменить свой голос чем-то еще.
Дома – дружба и мир
Какая обстановка должна быть дома? Ребенок должен знать, что вы его любите, и поддерживать будете всегда. Не превращайте дом в продолжение школы, не сводите общение с ребёнком к обсуждению оценок и подготовке уроков. Не нужно требовать от него "быть идеальным". Пришли домой с работы, вы соскучились, ребенок соскучился. Обнялись и пошли ужинать.
Ребенку важна мотивация
Александра Мартынюк, психолог гимназии №6
Чтобы у ребенка не было стрессов с началом нового учебного года, август можно посвятить занятиям с ним. Полчаса в день, не нужно повторять все предметы, а только те, с которыми у вашего ребенка возникают трудности. Для учеников 14-15 лет постепенно начинается подготовка к ОГЭ, и им требуется дополнительное внимание взрослых.
Продумайте план профориентации, запишитесь к репетиторам, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения будущей профессией.
Если ребенок психологически не готов к школе, это скажется уже в первой четверти. Исследования показывают, что обычно в первой четверти дети не готовы к учебе, и к ней нет мотивации у 35 процентов учеников, а к концу второй четверти остается только 5-10 процентов детей, которые все еще не хотят учиться.
Малыш будет готов к школе, если ему помогут родители
Скоро начнется новый учебный год. Современные школы требуют, чтобы первоклассники обладали определенными знаниями, умениями и навыками. Поэтому подготовка ребенка к школе - необходимость, обусловленная требованиями системы образования.
Если раньше ребенок шел в первый класс и не мог писать и читать, то это считалось нормой. Но в наше время детям, не умеющим читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Ведь школьные программы нынче усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение.
Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — стресс. По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.
Почему это происходит? В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между речевыми нарушениями и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Наличие речевой и другой сопутствующей патологии развития существенно тормозит детей в овладении грамотой. Они с трудом запоминают буквы, не соотносят их со звуками, долго не могут усвоить слог-слияние, являющийся основой известного метода слогового звукобуквенного чтения.
А процесс письма включает сложное смысловое программирование. Это соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки – зрительного образа буквы.
Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно! Прежде всего – и как можно раньше – родители должны начать исправлять у ребенка нарушения произношения. Уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают при письме и чтении ошибки, они не могут правильно соотнести звук, с соответствующей ему буквой.
Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы подготовки к школе.
Когда говорят о подготовленности ребенка к учебе, подразумевают как психологическую его готовность к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение.
Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, ваш ребенок получит знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень его готовности к школе.
Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:
- Развивают зрительную и слуховую память, воображение и фантазию, мышление (анализ, синтез, классификацию, логическое рассуждение);
- Развивают зрительно-моторную координацию (система "глаз-рука");
- Развивают внимание и усидчивость;
- Учат ребенка, взаимодействовать в коллективе;
Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему на школьной скамье, на занятиях:
- Обучают чтению и письму, развивают фонематический слух;
- Обучают ребенка счету;
- Развивают мелкую моторику и готовят руку к письму;
- Формируют пространственно-временные отношения;
- Развивают речь.
Посещая занятия по подготовке к школе, вы сделаете переход вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!
Учитель-логопед, учитель-дефектолог глазовского центра интенсивного развития детей «Лучик» Юлия Владимировна Галичникова.
Материал газеты "Красное знамя"