Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Интервал: Вкл Выкл Цвет: A A A A Обычная версия

Официальный портал МО город Глазов

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Диплом есть – работы нет
2 ноября 2017

Кто решит проблемы молодых специалистов?

На заседании постоянной комиссии по образованию

Промышленные предприятия Глазова нуждаются в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов, и в то же время только половина выпускников городских колледжей и техникумов находит себе работу по специальности. Насколько серьезна ситуация с трудоустройством глазовской молодежи, обсудили депутаты городской Думы на заседании постоянной комиссии по образованию вместе с представителями учебных заведений. Но разговор вышел за рамки одной проблемы. Проблем у сузов и вузов города много. Без помощи города и руководителей предприятий большинство из них не решить.

Новые специальности - новые возможности

В этом году в Глазовском техническом колледже впервые за всю историю его работы был недобор первокурсников. План приема удалось выполнить только в сентябре.

- Причина, возможно, в том, что мы открыли новые специальности и недостаточно их разрекламировали, - считает директор Глазовского технического колледжа Георгий Жуйков. - Например, новая специальность - «управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирных домов». После закрытия Чепецкого управления строительства, мы решили перепрофилировать строителей на новые специальности, чтобы сохранить тот же строительный профиль, но изменить назначение. По другой специальности «теплотехника и теплоснабжение» планировали готовить работников теплосетей. В итоге получилось наоборот. Наши предложения интереса не вызывают. Стабильный конкурс остается на первые три специальности, на которых учились еще родители, бабушки и дедушки наших студентов - электрики, строители и автомеханики. Эти направления оставим, но будем объяснять, что новые специальности - это новые возможности.

Диплом, армия, такси…

Из 225-ти первокурсников технического колледжа до диплома доходят 170 человек. Часть ребят не успевают получить образование, уходят служить в армию. Другие, бывает, не приживаются в коллективе. Приезжают учиться со всех северных районов республики, из Кировской области. Вчерашним девятиклассникам зачастую трудно начать самостоятельную жизнь в общежитии.

На заседании постоянной комиссии по образованию

По данным службы занятости, только половина выпускников устраивается на работу. Из выпуска прошлого года 40 процентов ребят ушли в армию, 10 процентов поступили в вузы. Четверо стоят на учете, как безработные. В родной деревне работы нет, а пособие по безработице оказывается больше предлагаемой зарплаты.

- Есть проблема, связанная с трудоустройством и поиском работы наших выпускников, отслуживших в армии, - продолжает Георгий Жуйков. - У колледжа - технический профиль, 80 процентов студентов - парни. Уход в армию вычеркивает их из всех городских статистик. Нужно организовать работу по их трудоустройству. Это большой потенциал для города - ребята с дипломами, приобретенным в армии жизненным опытом. А они возвращаются и просто не знают куда деваться, все работают таксистами.

Гагарин? Не слышали

На заседании постоянной комиссии по образованию

В Глазовском политехническом колледже точно такая же ситуация. И отсев студентов большой, и работают по специальности только половина выпускников.

Есть и отличие: впервые в этом году не было трудностей с набором студентов. На сварщиков даже был конкурс - 7 человек на место. Но уровень знаний первокурсников очень низкий.

- Первый курс очень слабый, - говорит Шарибзян Горбушин, директор Глазовского политехнического колледжа. - Например, 33 человека не могли сказать, кто такой Ленин. Не знают первого космонавта! Просили найти из выложенных на столе фотографий портрет Гагарина - не смогли.

От колледжа до городского Центра

И вот из этих ребят вырастают умные, трудолюбивые, дипломированные специалисты. Трудоустройство студентов в политехническом колледже отслеживают в течение трех лет. В первую очередь выпускники устраиваются на ЧМЗ, колледж успешно выполняет социальный заказ градообразующего предприятия Глазова. С заводом, подчеркивает директор, налажена хорошая связь.

- Новый директор Денис Анищук был у нас много раз, - рассказывает Шарибзян Горбушин. - Очень серьезно помогает. Требовался ремонт оборудования - завод сразу перечислил деньги. Кстати, Денис Анищук лично оценил нашу производственную базу - прошел по мастерским, лабораториям. Сказал, где отстаем в техническом плане, что нужно приобрести. Планируем заменить оборудование с помощью ЧМЗ на самое современное. А наработки и идеи у ребят есть, в мастерских создают такие проекты, что колледж мог бы стать Центром молодежи инновационного творчества всего города.

Закрыть или оставить

В Глазовском медицинском техникуме проблем с трудоустройством выпускников нет, все сто процентов медсестер, фельдшеров и зубных техников находят работу в нашей республике.

А набрать новый курс особенно после 11 класса бывает сложно. В следующем году техникум вынужден будет закрыть это направление и набирать студентов только после 9 класса.

С недобором первокурсников столкнулись нынче и в аграрно-промышленном техникуме.

На заседании постоянной комиссии по образованию

- Впервые за полвека существования техникума не смогли набрать студентов на специальности «мастер общестроительных работ» и "оператор швейного оборудования", - рассказывает Татьяна Баженова, заместитель директора техникума - Мы считаем, что профессия «мастер общестроительных работ» не востребована из-за закрытия базовых площадок для прохождения практики. Крупной стройорганизации в городе нет. А небольшие строительные организации, которые есть, не могут, во-первых, взять на практику всех студентов, а во вторых, предложить весь спектр работ, которые предусмотрены образовательными программами. Эта проблема пока не решаема.

Швейные мастерские в аграрно-промышленном техникуме считаются одними из лучших в Удмуртии. И это уникальное оборудование сейчас простаивает - учиться на нем некому. Профессия швеи стала непрестижной. В техникуме сейчас нет ни первого курса швей, ни третьего.

Профессии будущего

В отличие от колледжей и техникумов Глазовский пединститут за своих выпускников спокоен - они всегда востребованы на рынке труда. Показатель трудоустройства выпускников пединститута в 2017 г. составил 85 процентов.

- Наши показатели выше, чем в среднем среди вузов России, - рассказывает Екатерина Калинина, проректор по учебной работе пединститута. - Подавляющее большинство выпускников - 80 процентов - работает по специальности в сфере образования Удмуртии, из них половина - в сельской местности. Новшеством приемной кампании этого года стала так называемая детализированная квота целевого приема для моногородов, что позволяет нашему городу решать вопрос с педагогическими кадрами.

На заседании постоянной комиссии по образованию

Пединститут отличает и высокий уровень знаний абитуриентов. Например, средний балл ЕГЭ в этом году составил 70 баллов. Каждый десятый из поступивших в вуз имеет золотую медаль или красный диплом.

- Наш институт в этом году начал обучение по двум профилям, которые входят в атлас будущих профессий, разработанный в Сколково - это «организация проектного обучения» и "организация воспитательной работы", - продолжает Екатерина Калинина. - Именно эти профессии будут востребованы к 2020 году. Через 5 лет мы выпустим профессионалов в области разработки образовательных маршрутов, организаторов проектного обучения и тьютеров.
В подготовке современного учителя акцент сделан на практико-ориентированный, деятельностный подход, что качественно изменило образовательную траекторию студентов, которая определяется реальными потребностями рынка труда и соответственно социальных партнеров вуза. Одним из таких партнеров сегодня является ЧМЗ. Сотрудничество института с ведущим предприятием города обеспечивает взаимный интерес в области профориентации, образования, науки, производства.

На завод - со второго курса

Другой глазовский вуз - филиал ИжГТУ - переживает сегодня не самые легкие времена. Это связано не только со сменой руководства, но и с отсутствием бюджетных мест на очное отделение. Впервые за все время существования филиала на очное обучение институт остался без первокурсников-очников. Группы набраны только на вечернее и заочное отделения.

- Головной вуз предлагает реализовывать целевую подготовку, договариваться с предприятиями. Такая работа началась в прошлом году, - рассказала зам.директора института Любовь Кутявина. - В этом году мы набрали студентов по заказу предприятий на специальность «производственный менеджмент». Кадры городу нужны по разным направлениям, и главное наше направление сегодня - подготовка инженеров для глазовских предприятий. Стремимся, чтобы каждый студент со второго курса знал, где он будет работать. Возможно, это привлечет абитуриентов даже несмотря на отсутствие бюджетных мест.


Игорь Волков, Председатель Глазовской городской Думы, отметил важность профориентационной работы со школьниками: «Время диктует свои условия. Сузы и вузы должны быть ориентированы на профориентацию сегодняшних школьников - будущих студентов. Это может быть достигнуто, если будет выстроена четкая взаимосвязь между школами, сузами и вузами и городскими предприятиями. Наши школьники должны понимать, какие специальности требуются на наших предприятиях и где на эти специальности в Глазове можно выучиться».

На заседании постоянной комиссии по образованию

Председатель комиссии Янина Чиговская-Назарова предложила взять на заметку и проработать все существующие проблемы вузов и сузов города.

- Постараемся донести до руководителей предприятий, что образовательным учреждениям города надо помогать, - подвела итог обсуждения Янина Александровна. - Совершенно очевидно, что у нас общие интересы. С одной стороны, сегодня среднее профессиональное и высшее образование зависят от интересов и требований рынка труда, где они представляют результаты своей деятельности - специалистов, освоивших определенную образовательную программу, потребителями которых являются предприятия. Тесное взаимодействие образовательных организаций города с работодателями может быть в разных формах, важно то, что это позволит модернизировать учебный процесс с учетом требований и, тем самым повысить эффективность самого процесса образования, определить стандарт качества. С другой стороны, именно в образовательных организациях формируется деятельная, квалифицированная молодёжь. Для нашего моногорода - это ценнейший кадровый ресурс экономического роста.

С.Гагарина, газета «Красное знамя»