Легенды Глазова
Может ли северная столица Удмуртии стать туристической
На сегодняшний день развитие сферы туризма нельзя переоценить. Туризм является связующим звеном для развития ифраструктуры городов, для успешной работы бизнеса, для теплых отношений между людьми различных областей и стран. Не зря руководство и республики, и страны в целом, ставит перед городами задачу развития внутреннего туризма. Стоит такая задача и перед Глазовом.
А вот возможно ли превратить Глазов в современную туристическую столицу Удмуртии и Приволжского федерального округа, вместе с глазовскими бизнесменами выясняли на стратегической сессии представители городской адмнистрации и культурных учреждений города.
Если подумать, в нашем городе есть все условия для развития туризма: богатая история, культурное наследие, популярная сейчас зтническая составляющая. Обширная сфера деятельности и развлечений: зимой - катание на лыжах и снегоходах, летом - на лодках и байдарках, круглогодично - походы в лес, в баньку, в аквапарк. Более того, гостиницы, хостелы, общежития могут принимать как отдельные семьи, так и целые группы туристов. Общественные сети питания - накормить их дешево и со вкусом. А наличие железнодорожной станции и вовсе делает Глазов привлекательнее, чем другие моногорода республики, в плане доступности.
И все же… Всего по чуть-чуть, а главной изюминки нет. Добавить к зтому отсутствие практики развития туристического бизнеса, отсутствие опыта органов местного самоуправления в поддержке туристических проектов и отсутствие единой концепции вносят свои коррективы в развитие сферы туризма в Глазове.
- Сейчас в нашем городе преобладает скорее выездной туризм, чем въездной, - рассказала заместитель главы администрации по социальной политике Ольга Станкевич. - В основном люди едут в наш город либо с деловыми целями, либо для профилактики здоровья. И наша задача найти новые направления для Глазова в сфере туризма. Если возможно - вписать наш город в схемы въездного туризма Удмуртии. И разработать реальную концепцию развития данной сферы, чтобы продвигать ее уже на республиканском уровне.
А поскольку любая концепция начинается с идей, сотрудники глазовских музеев - краеведческого и музея-заповедника «Иднакар» - взяли и разработали несколько вполне оригинальных и самобытных туристических маршрутов.
К примеру, директор музея-заповедника Ольга Арекеева выступила с проектом развития туристического парка на базе городища «Иднакар». Конечно, идея зто не новая, но истории о древнем городище удмуртов разносятся уже не только по республике, но и по стране.
Правда, есть одна загвоздка: поскольку городище Иднакар - уникальный природный памятник, ландшафт которого ни в коем случае нельзя портить бетонными конструкциями, придется ограничиваться минимумом строительных работ. Следовательно, предстоит привлекать народ не только красотами природы и историей, но и чем-то пооригинальнее.
В качестве неплохой альтернативы представители бизнеса предложили создать на территории городища зкспериментальный краеведческий лагерь для детей и взрослых. Быть может, даже археологический. Тем более воссозданием древнего городища с национальными блюдами, мастерскими и бытом уже занимается туристический парк ДондыДор.
Свежие идеи прозвучали от сотрудников краеведческого музея. Первое - они предложили позиционировать Глазов, как город, давший начало роду Чайковским. Создать маршрут, посвященный раскрытию зтой темы: пройти через зал краеведческого музея, посетить памятный камень за Ледовой ареной, раскрыть тайны здания бывшего ресторана Север, на месте которого стояла усадьба Чайковских.
Также, поскольку Глазов интересен своей уникальной планировкой, был разработан конный маршрут по территории нашего исторического центра. Туристы в костюмах викторианской зпохи в колеснице, запряженной лошадьми, смогут ознакомиться с купеческим домами нашего города и их историей.
Еще одна идея - создание «радиационного» квеста на базе Чепецкого механического завода как градообразующего предприятия. Создать пристройку рядом с заводом, также обнести забором, оборудовать проходной. Поставить знак радиации, выдать защитную одежду, загнать людей в бутафорную лабораторию и окружить все зто какой-нибудь легендой для привлечения потока туристов.
Идеи краеведческого музея также были основательно разобраны, в чем-то раскритикованы, в чем-то поддержаны и представителями администрации, и представителями бизнеса. Но, главное, во время обсуждения всех зтих идей все друг друга услышали и наметили направление дальнейшей работы - а именно, создание активной рабочей группы по вопросу развития туризма, где зти идеи будут рассматриаться и обрастать уже бизнес-планом по их дальнейшему продвижению.
- Частные идеи - зто здорово, но должна быть общая концепция, чтобы туристу захотелось обойти весь город, и заниматься зтим должен очень узкий круг лиц, который понимает механизмы бизнеса и точку зрения любого туриста, - считает частный предприниматель Алексей Золотов. - По-моему, надо теснее работать в сотрудничестве с соседними городами. Откроется дорога Киров-Глазов-Пермь - надо будет связать Кировский, Глазовский и Пермский музеи. Так же в направлении Киров-Глазов-Казань. Создать аналогию золотого кольца России, но в нашем регионе. А в самом городе развивать малые архитектурные формы: раскидать по городу статуи батыров, чтобы появилось желание пройтись по городу в их поиске, а заодно наткнуться на интересные места, музеи, кафе. Главное - заинтересовать туриста, чтобы ему захотелось к нам приехать. И ориентироваться в основном на семьи. Это главная целевая аудитория и основа любого бизнеса. Если учитывать все зти нюансы, тогда и туризму в Глазове в скором времени быть.
]Н. Коротаева газета «Красное знамя».