Информация по обращениям граждан, связанным с предоставлением туристических услуг
С начала 2020 года в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило 41 обращение от граждан, связанное с качеством предоставления туристических услуг.
Большинство обращений касается расторжения договора об оказании туристических услуг (аннулирование тура) и возврата денежных средств за туристический продукт.
Законодательством установлен обязательный претензионный порядок урегулирования споров, связанных с расторжением договора по оказанию туристических услуг и возврату денежных средств. Если потребитель не урегулировал в досудебном порядке вопрос об аннулировании тура и возврате денежных средств с Турагентом и Туроператором, потребитель вправе обратиться в суд в соответствии с требованиями, установленными ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ч. 2 ст. 17 Закона, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Согласно ч. 3 ст. 17 Закона, потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При рассмотрении обращений потребителей Управление предлагает помощь в подготовке исковых заявлений. Если потребитель обратился в суд самостоятельно, Управление в соответствии с определением суда готово вступить в дело для дачи заключения по делу.
Для принятия решения о судебной защите прав потребителя туристических услуг необходимо соблюдение потребителем ряда условий.
К обращению в Управление должны быть приложены копии документов:
- Копия Договора о реализации туристических услуг (РФ) со всеми приложениями;
- Копия Квитанции к приходному кассовому ордеру, копия платежного поручения копия счета (или иные документы об оплате);
- Копия Заявления (претензии) об аннулировании заявки ТУРАГЕНТУ и документы, подтверждающие его отправку (почтовое уведомление, квитанция об отправке, почтовая опись вложения и т.д.);
- Копия Заявления (претензии) об аннулировании заявки ТУРОПЕРАТОРУ и документы, подтверждающие его отправку (почтовое уведомление, квитанция об отправке, почтовая опись вложения и т.д.);
- Копии Ответов на указанные выше заявления (претензии);
- Иные документы, связанные с обращением (при наличии).
Обратите внимание! Вышеуказанные документы с заявлением в Управление подает потребитель, заключивший договор и оплативший цену договора. У потребителя должны иметься в наличии все оригиналы указанных выше документов. Оригиналы документов должны быть предъявлены в суде. В случае принятия Управлением решения об оказании потребителю помощи в подготовке иска, потребитель должен будет представить в Управление копию паспорта (первая страница и страница с регистрацией) для определения суда, в который будет подано заявление.
Важно помнить, что без активной позиции потребителя объективное, полное и всестороннее рассмотрение дела невозможно. В обращении необходимо указать все реквизиты для связи (телефон, электронная почта и т.д.). Потребитель, обратившись в Управление с просьбой о защите его интересов, должен быть готов обеспечить обратную связь, оперативное предоставление запрошенных документов и пояснений, а также обеспечить явку как в Управление (при необходимости для подписания документов в суд, дачи пояснений и т.д.), так и в обязательном порядке на судебные заседания.
В настоящее время Управлением подготовлены 2 исковых заявления в суд в интересах конкретного потребителя.