Музыка Победы. Она звучала всегда и помогала жить
В преддверии 75-й
годовщины Великой
Победы хочется рассказать
о многих интересных
людях, которые ковали
победу, затронуть темы,
о которых говорят не так
часто.
Сегодня поговорим о
музыке. Даже во времена
той страшной войны она
звучала так ярко, что
увлекала за собой людей.
она давала надежду.
и, конечно же, звучала
музыка нашего земляка,
Петра ильича Чайковского.
Честь родины
Кто не знает о величайшем
композиторе Чайковском? Его
наследие представлено разными жанрами - от оперы, балета
и симфоний до кантат.
Петр Ильич родился в 1840
году в Воткинске, который тогда еще был поселком. И вряд
ли маленький Петя мог представить, какими гениальными
будут его произведения, а его
музыка будет звучать по всей
планете. Хотя уже во взрослом возрасте композитор
признавался, что делает все
исключительно ради народа:
«Я артист, который может и
должен принести честь своей
Родине… Я страстно люблю
русского человека, русскую
речь, русский склад ума…»
Петр Ильич скончался в
1893 году. А музыка его вечна.
Несмотря на смену правления,
взгляды, религию, она пережила войны, кризисы и помогла
сделать то же самое людям.
Она живет по сей день. С его
произведениями знакомятся
школьники на уроках музыки,
воспитанники музыкальных
школ, институтов, консерваторий.
Акцент на музыку
Давно хотел затронуть тему
музыки на войне. За это отдельное спасибо родителям,
за правильное воспитание,
а также спасибо отечественному кинематографу. Кто бы
что ни говорил, у нас много
достойных фильмов о событиях первой, второй мировых
войн, локальных конфликтов.
И почти везде особое внимание уделяется музыкальному
сопровождению, а в каких-то
акценты в сюжете ставят конкретно на песнях и музыке.
Мне в сердце запал современный фильм - «Заградотряд.
Соло на минном поле». Если не
видели, советую посмотреть.
Но сейчас к написанию материала меня сподвиг именно
Чайковский. В Глазов приехала
передвижная выставка воткинского музея. Расположилась
она в нашем краеведческом
музее и получила название
«Музыка Чайковского – музыка
Победы» (12+). Состоит из шести модулей, каждый из которых представлен в оригинальном исполнении стойки-книги,
легко трансформируемой в
переносную.
Рассказывать о выставке
я не стану, хотя побывал на
ней, за что отдельное спасибо
экскурсоводу Виктору Кондратьеву. Сейчас я просто попытаюсь грамотно разложить
по полочкам свое видение
этой темы, мнения критиков
и, конечно, буду опираться
на новые сведения, о которых
узнал на выставке.
Она дарила надежду
Войну представлять сложно. Да и не хочется, никому
не пожелаешь пережить то,
что пережили наши прадеды,
деды. И при всем этом сохранили человечность.
Каждый год открываются
новые страницы Великой Отечественной. В художественных
фильмах иногда показывают,
как перед боем солдаты слушали музыку, смотрели представления артистов, которые,
несмотря ни на что, приезжали
на фронт, чтобы подарить воинам несколько сокровенных
минут прекрасного. Но можно
ли до конца представить, что
было у солдат на душе, о чем
они думали, слушая прекрасные звуки, что чувствовали,
кого вспоминали. Музыка была
для каждого из них чем-то сокровенным. Она напоминала
им о прошлой мирной жизни,
о семьях, о городах и селах,
на которые еще не падали
бомбы. Она дарила надежду на
светлое будущее, на победу,
на возвращение домой.
Нерушимая гармония
Частенько на передовой
музыку сменяла немецкая
канонада. Но обстрелы прекращались, а музыка нет.
Она была всегда и везде - в
госпиталях, в квартирах блокадного Ленинграда, в окопах,
в партизанских лесах, на боевых кораблях... Конечно, не
всегда это был Чайковский,
но он был. Пели и играли не
только профессионалы, а сами
бойцы, летчики, медсестры,
санитары...
Артисты драматических
и музыкальных театров, филармоний и концертные бригады, рискуя жизнью, своими
выступлениями доказывали,
что красота искусства жива
и убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса
нарушал не только артиллерийский обстрел врага, но и
восхищенные аплодисменты
восторженных зрителей. Музыка Чайковского входила в
репертуар всех оркестров,
которые выступали на фронтах. Эти концерты, эта музыка
зачастую были сильнее всех
политзанятий, призывов политруков и командиров бить
врага. Она вела людей в бой,
она помогала победить.
Известный певец Сергей
Лемешев пятьсот раз за годы
войны исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».
Он очень любил это произведение, а слушатели обожали
его исполнение. Или, например, Иван Козловский - знаменитый тенор, сколько раз
он брал самые высокие ноты
произведений Петра Ильича.
Музыкантов и артистов, на
фронте, безусловно, было в
разы больше. Заслуженных и
рядовых, но все они приближали победу.
Но почему так вдохновляла музыка Чайковского? Она
основана на русском народном творчестве. Народные
песни - это и брал за основу
великий композитор и превращал в нечто гениальное.
Когда он учился, преподаватели уже тогда отмечали
глубочайшую гармонию его
произведений. Возможно,
именно эта любовь к Родине и
нерушимая гармония и дарили людям прекрасные чувства
и эмоции.
А в блокадном Ленинграде…
Музыка Чайковского не
затихала и в блокадном Ленинграде. В ледяных неотапливаемых залах в верхней
одежде играли музыканты.
Для ленинградцев музыка
стала истинным утешением и
подспорьем.
Большинство театров и
музыкальных коллективов
были эвакуированы из окруженного врагами города. Те,
кто остался, шли в ополчение,
на фронт. Кого не взяли,
создали Блокадный театр,
который просуществовал всю
войну (ныне Академический
драматический театр имени
В.Ф. Комиссаржевской). Было
поставлено больше 130 спектаклей! Только вдумайтесь
в эту цифру! Просто вдумайтесь... Еле живые люди,
обессиленные, голодные,
играли, пели, слушали... А в
зале нередко сидели солдаты
с винтовками и автоматами.
И после спектаклей уходили
прямо на фронт.
Еще один уникальный случай из истории блокадного
Ленинграда. Среди наклеенных
на забор объявлений, на которых за кусок хлеба предлагали
услуги гробовщики, другие
отдавали драгоценности все
так же за еду, какое-то время
висела необычная бумажка.
Ее заметил музыковед Евгений Биршурин и написал об
этом в своем дневнике. Объявление гласило: «Покупаю
литературу о Чайковском». В
страшном, застывшем городе
жил человек, который ни на
секунду не хотел расставаться
с музыкой...
Думать, слушать, верить
Можно еще долго рассказывать, что музыку Чайковского исполняли и за рубежом, несмотря на запреты.
Можно рассказывать о том,
как фашисты обошлись с его
музеем-квартирой в Клину,
как там чудом уцелели некоторые фотографии, экспонаты.
Можно рассказывать о поэтах,
писателях, которые упоминали
Чайковского и его творчество
в своих произведениях в военные годы. Но объем газетной
полосы не позволяет этого
сделать.
Обо всем этом и не только
можно узнать на выставке. Она
рассчитана на старших школьников, но будет интересна
и взрослым. Она заставляет
думать. Она заставляет слушать. Она заставляет верить.
И выставка, и музыка.
А.Булдаков, газета "Красное знамя"