Заглянули в будущее
Глазовским школьникам рассказали о самом главном проекте в их жизни.
Читаю на портале муниципалитета: «21 октября в школе № 11 в рамках реализации программы «Детский Форсайт» состоится очередной семинар для шестнадцати команд и их кураторов». Что такое «форсайт», да еще и детский, – ума не приложу. Решил заглянуть на огонек, и не пожалел.
Глазову добавят цвета
Слово «форсайт» в переводе с английского означает «взгляд в будущее». Проект "Детский форсайт" направлен на вовлечение школьников в проектирование будущего своих городов, а также реализацию собственных социально-значимых проектов. Об этом мне перед началом семинара рассказала Ольга Обухова, заместитель начальника управления образования.
– Школьники уже придумали идеи для своих проектов, сейчас они их дорабатывают. Проекты решают различные проблемы: как социальные, к примеру, так и экологические, – говорит Ольга Олеговна. – Например, ребята планируют раскрасить в яркие цвета сквер рядом со своей школой. Хотят, чтобы у прохожих поднималось настроение. Другая идея – построить игровую площадку в детском саду. Все проекты должны быть реализованы до конца учебного года. Верю, что усилия детей не пройдут зря и проекты принесут пользу горожанам.
И стены учат…
Что нужно писать в проекте и как воплотить идею в жизнь? Об этом детям рассказывают лидеры изменений. Организаторы называют приглашенных экспертов, которые уже реализовали свой проект. 21 октября перед подростками выступила Екатерина Емец (Туранова), основатель организации «Wild Camp».
Кроссовки, брюки в клетку, блузка с летящими птицами. Екатерина – антипод современных экспертов, одетых с иголочки, но с ветром в голове. Чтобы лучше понять ребят, она попросила их выполнить несколько простых действий.
- Подойдите к левой от сцены стене те, кто мечтает уехать из Глазова. А к правой – те, кто мечтает остаться, - сказала Катя.
Все дети скучковались у левой стены, а к правой подошли кураторы.
- Странно. Я здесь всего пару часов, но у меня не появилось желание уехать, - прокомментировала Екатерина. – А теперь подойдите к правой стене те, кто мечтает поступить в университет не в России.
На просьбу откликнулись человек десять.
- Теперь к правой стене подойдите те, кто хочет поступить в вуз другого региона, - попросила гостья.
К уже стоящим десяти добавилось еще сорок.
- Дело даже не в городе, а в субъекте, - озвучила свои мысли вслух Екатерина. – А кто мне скажет, почему вы планируете уехать?
- Хочу поступать в Екатеринбург, - ответила девочка в очках, как у Гарри Поттера. – Там больше возможности для развития.
- А теперь подойдите к левой стене те, кто готов вернуться в Глазов после учебы в другом регионе, - попросила эксперт. - Но только при условии, что город будет развиваться.
Большая часть ребят оказалась у левой стены.
В умах и сердцах
Екатерина не говорила школьникам напрямую, зачем нужны все эти вопросы. В конце лекции они сами должны были все понять.
Она рассказала, что родилась в Казани, все детство занималась художественной гимнастикой, а в старших классах сделала упор не на ЕГЭ, а на участии в олимпиадах. В итоге поступила в престижный московский вуз. Катя была активной студенткой, со второго курса участвовала в различных проектах. Но больше всего на нее повлияла поездка в США. В каких только заповедниках и национальных парках она не побывала за шестьдесят пять дней!
- За последние сорок лет на Земле исчезло пятьдесят процентов животных, - рассказала Екатерина. - Цифра была бы еще более ужасающей, если бы не работающие заповедники и национальные парки. Но, как известно, нет денег - нет и заповедников. Что может привлечь дополнительные средства в эти территории? Экологический туризм. Решила, что не буду изобретать велосипед, а перенесу эту идею на российскую почву.
Вместе со своей дружной командой Екатерина занимается экологическим просвещением, организует волонтерские лагеря, реализует туристические проекты, создает сайты для заповедников. Она верит, что путешествия по национальным паркам России полезны всем и делает их доступными.
Не знаю, какая информация отложилась в умах и сердцах школьников. Но я понял, что главный проект в нашей жизни – научиться делать мир вокруг себя лучше. И неважно, где ты живешь - в Глазове, Екатеринбурге или Москве.
Дело в маске
Затем основатель организации проконсультировала все команды. Она объясняла детям, как сделать проект масштабным и полезным.
Пока своей очереди ожидала команда физико-математического лицея, я спросил у ребят, какой проект они планируют реализовать в городе.
- Современные подростки много времени проводят в социальных сетях, а там сейчас очень популярны интерактивные маски, - говорит восьмиклассница Ростислава Максимова. - Маска представляет собой рисунок или анимацию, которая накладывается на лицо пользователя в реальном времени. Наводишь на себя телефон и на его экране видишь, например, как в твой открытый рот залетает виртуальный пельмень. Или как у тебя растет борода. Масок великое множество. Мы решили создать такие, которые ассоциируются с Глазовом, предприятиями города, его жителями.
- Нарисовать конкретного человека не сложно, - говорит педагог ФМЛ Наталья Криницына. - А как, например, отразить в маске, что наш город компактный и зеленый – загадка. Как рассказать людям, что глазовчане имеют отношение к адронному коллайдеру? На все эти вопросы мы и хотим получить ответы на Детском форсайте.
Отступать некуда
- Сейчас дети учатся по новым образовательным стандартам, которые предполагают, что школьники должны заниматься проектной деятельностью, - говорит Ренат Камалов, заместитель директора гимназии №14 по учебно-воспитательной работе. – Свои первые проекты наши гимназисты пишут в начальной школе. А в девятом классе есть курс «Основы проектной деятельности», где они учатся писать проекты, как положено. Например, не просто сформулировали гипотезу, а учли, что она должна быть доказательной. Детский форсайт – хорошая возможность проверить свои знания на практике. Мои подопечные планируют провести в городе турнир по киберспорту. Цель проекта – показать взрослым, что компьютерные игры - это тоже хорошо. Гимназисты планируют связаться с федерацией киберспорта России, чтобы участники турнира получили разряды. Это нужно для того, чтобы ребенок начал себя оценивать: хорошо я играю или нет? Это бесконтрольные игры приводят к игромании, а когда ребенок понимает, что играет плохо, то может перестать играть, если играет хорошо – его увлечение может перерасти в профессию. А на днях нам пришло письмо. от Федерации школьной киберлиги. Она предложила нам провести всероссийский турнир. О чем это говорит? Что мы угадали с проектом!
- Не боитесь, что не удастся его реализовать?
- Наши девятиклассники придумали, что организуют турнир для шестиклассников. Берут на себя все функции – от его проведения до работы с прессой, - говорит мой собеседник. - Они уже сообщили шестиклассникам, что турнир состоится. Те периодически спрашивают своих старших товарищей, когда же это произойдет. Так что отступать нам некуда.
Д. Семенов, газета "Красное знамя"