Есипов Борис Петрович (1894-1967) – профессор, доктор педагогических наук.
Родился в селе Полом Глазовского уезда Вятской губернии. Окончил четырехгодичную начальную школу, открытую в селе Полом Глазовским земством, затем – Глазовскую мужскую гимназию.
В 1913 году поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. В годы становления Советской власти, работая вместе с большевиками, принимал участие в организации волостных советов в селах Полом, Зура, Игра Глазовского уезда. В июне 1919 года Б.П. Есипову поручили возглавить школьный подотдел Глазовского уездного отдела народного образования. Одновременно он работал учителем истории в школе 2 ступени № 2 в Глазове.
В 1923-1928 гг. работал в отделе единой школы Главсоцвоса при Норкомпросе РСФСР, в 1928-1931 гг. – в Институте методов школьной работы, в 1931-1933 гг. – в Программно – методологическом институте. В 1934 г. присвоено ученое звание доцента. Еще до защиты диссертации работал доцентом кафедры педагогики Московского государственного педагогического института, затем заведовал кафедрой педагогики Института усовершенствования учителей.
В июле 1941 г. добровольно уходит в народное ополчение. Был ранен. В 1942 г. Б.П. Есипова пригласили на работу в Наркомпрос. В 1950 г. он избран член-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.
В последние годы своей жизни отдал Институту теории и истории педагогики АПН (1944-1967). Значительное место в деятельности Есипова занимали проблемы методов и форм обучения, теория урока, вопросы классификации уроков по основным дидактическим целям.
Автор руководства по дидактике для учителей начальных классов, учебников по педагогике для педагогических училищ и для институтов, а также работ по вопросам воспитания и истории педагогики.
В течении 11 лет был заместителем редактора журнала «Начальная школа», в течение ряда лет – заместителем и редактором журнала «Советская педагогика». Под его научным руководством успешно защитили кандидатские диссертации 15 аспирантов.
Научные труды Б.П. Есипова: «Урок в начальной школе (элементарная дидактика)» (1944), «Воспитание мышления учащихся в процессе обучения» (1946), «Анализ урока» (1947), «Активизация мышления учащихся в процессе обучения» (1949), «Дидактика» (1957), «Самостоятельная работа учащихся на уроках» (1962), научные статьи и главы к учебникам по педагогике для педагогических институтов. Всего им опубликовано около 130 работ. Свою научную библиотеку завещал Глазовскому Государственному Педагогическому Институту. (Основание: Фонд Р-540, оп.1, д.1131, л.139)