Ившин Фёдор Филиппович (1703-1797).
Сын священника. Служил дьячком в храмах Прикамья. Из-за бедности прихода оказался вынужден наняться на сплав соли в Соликамске. Затем три года служил писарем у верхо-чепецких удмуртов. За три года в совершенстве изучил их язык и явился позже одним из создателей удмуртской грамматики. С 1741 г. отец Федор – настоятель первого удмуртского прихода в селе Елово, куда был назначен епископом Вятским Вениамином (Сахновским) как «единсвенный знаток вотского языка». Ившин оправдал доверие и вскоре зарекомендовал себя как «первый и главный просвятитель северных вотяков». Первый вятский историк А.Вештомов, не благоволивший к духовенству и слывший «вольтерьянцем», лично зная Ф. Ившина, чрезвычайно высоко отзывался об иерее. В 1808 г. в «Истории вятчан» он писал: «Ежели в коих из новейших поколений людей торжествовала природа над силою случаев, растлевающих жизнь и здоровье, то по истине всем, особенно человека, чему многие на Вятке есть еще свидетели».
В истории Удмуртского края Ф.Ф. Ившина следует считать самым активным создателем новых сел и новокрещенских приходов.
Он стал духовным отцом для девяти организованных им «черко-гурт», в том числе в Понино, Глазове, Укане, Балезино, Поломе.
Его называли «смиренномудрым проповедником веры, безбоязненно являвшемся со своей проповедью и среди волновавшейся толпы народной и перед грозными властями языческими. В экстремальных условиях отцу Федору удалось обратить в христианство более двух тысяч удмуртов. Многие по тогдашней традиции получили в честь иерея его фамилию.
В 1748 г., после смерти жены, Ившин постригся в монахи, приняв имя Феодот. Жил он в разных монастырях (последний – Трифоновский в Вятке), но по завещанию и в память о его миссионерских подвигах был похоронен в Елово. Ившин получил посмертное признание: «И теперь его имя благословляется там, где его лицо подвергалось поруганию». Основание: Фонд Р-540, оп.1, д.1131, л.118.