13 ноября в зале заседаний Государственного Совета республики состоялись публичные слушания, посвященные рассмотрению проекта закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2018 год и плановый период 2020 и 2021 годов». В обсуждении проекта главного финансового документа вместе с депутатами регионального парламента приняли участие члены Правительства республики, главы и депутаты представительных органов муниципалитетов, представители непарламентских политических партий, профессиональных союзов, общественных организаций, СМИ. От Глазова в мероприятии приняли участие Председатель Глазовской городской Думы Игорь Волков, заместитель председателя постоянной комиссии Думы по экономической политике, бюджету, налогам и по вопросам собственности Альберт Дюкин, начальник управления финансов Администрации города Глазова Игорь Петров.
Перед тем, как перейти к рассмотрению законопроекта о республиканском бюджете, участники публичных слушаний обсудили прогноз социально-экономического развития республики, который представил министр экономики Удмуртии Михаил Тумин. Он отметил, что прогнозные показатели подробно обсуждались на общественных советах при министерствах и ведомствах республики с участием депутатов парламента, представителей предприятий, организаций, общественных объединений.
По предварительной оценке объём валового регионального продукта в 2017 году составит более 581 миллиарда рублей. На рост ВРП, по словам министра, повлияла позитивная динамика розничной и оптовой торговли, рост платных услуг населению. В том числе положительное влияние оказала стабилизация объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства.
Объем валового регионального продукта в 2018 году оценивается на уровне 611 миллиардов 466 миллионов рублей или 100,5 процента к уровню прошлого года. В прогнозируемом периоде уровень ВРП будет определять промышленность, на долю которой приходится около 47 процентов добавленной стоимости. Индекс промышленного производства в 2018 году составит 100,5 процентов к уровню минувшего года. Ожидается рост объёмов по таким отраслям, как производство компьютеров и электротехнических изделий, деревообработка, автотранспортное производство. В сельском хозяйстве темп роста показателей текущего года составит 100,1 процента. В прогнозируемом периоде - рост производства в области растениеводства и молочной отрасли. Почти на 3,5 процента увеличился розничный товарооборот, расширение потребления основывается в том числе на росте заработной платы.
В целом в 2020 и 2021 годах ожидаются умеренные темпы роста ВРП, что будет обусловлено ростом внутреннего потребления и инвестиционного спроса.
За 9 месяцев текущего года, сообщил Михаил Тумин, индекс потребительских цен к декабрю 2017 года составил 102,2 процента. На конец года инфляция ожидается на уровне 104 процента. Это связано с повышением ставки НДС с 1 января 2019 года и учтено в Прогнозе. На конец следующего, 2019 года, уровень инфляции прогнозируется в размере 104,6 процента. Что касается инвестиционной активности, за 9 месяцев текущего года объем инвестиций в основной капитал составил 55,9 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 5,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам года прогнозный показатель объема инвестиций - 82 миллиарда рублей. В последующие периоды темпы роста оцениваются как стабильные в пределах 1 процента.
Основной объём доходов в 2019 году по проекту закона составит 65 миллиардов 379 миллионов рублей, 54 миллиарда 203 миллиона или 83 процента из них - налоговые и неналоговые доходы. Еще 11 миллиардов 176 миллионов - ожидаемые безвозмездные поступления из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций. При этом министр подчеркнул, что данные относительно поступлений из федерального бюджета будут изменяться по мере рассмотрения главного финансового документа России, которое сейчас проходит в федеральном парламенте.
«Я также могу с уверенностью сказать о параметрах бюджета ко второму чтению, они изменятся в сторону увеличения, - прокомментировал министр финансов. - Это произойдет после утверждения федерального закона о бюджете на 2019 год во втором чтении. Дополнительно по дотациям мы получим 3 миллиарда 365 миллионов рублей, по субсидиям - 2 миллиарда 860 миллионов и по иным трансфертам порядка полутора миллиардов рублей. То есть общая сумма безвозмездных поступлений вырастет ко второму чтению с 11 миллиардов 176 миллионов до 18 миллиардов 900 миллионов рублей».
По словам Станислава Евдокимова, такое существенное увеличение говорит об одобрительном отношении к региональной бюджетной политике Удмуртии на федеральном уровне. Работа с федеральным бюджетом, добавил руководитель ведомства, будет продолжаться в течение года.
Расходы бюджета Удмуртии в 2019 году прогнозируются в размере 64 миллиарда 431 миллион рублей, которые распределены по 30 государственным программам. Как и ранее, основной принцип финансовой политики - обеспечение сбалансированности бюджета, то есть расходная часть формировалась, исходя из наполнения доходной без привлечения коммерческих заимствований. Этот подход позволил за 2018 год снизить государственный долг республики на 1 миллиард 404 миллиона рублей.
В структуре расходов - 45 миллиардов 381 миллион рублей или 70 процентов от общей суммы - финансирование социальных направлений, 32 миллиарда при этом предусмотрены на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В сумме учтено сохранение достигнутого размера средней заработной платы для категорий, обозначенных в майских указах Президента России, увеличение МРОТ. Средства для оказания мер социальной поддержки различным категориям граждан, в том числе на социальные выплаты, также учтены в полном объёме.
Самая весомая часть расходов - государственная программа «Развитие образования», на её реализацию предусмотрено 21 миллиард 274,2 миллиона рублей. В том числе, пояснил министр финансов, программа включает новое направление - поддержку молодых педагогов, работающих в городах республики, в течение трёх первых лет.
На госпрограмму «Развитие здравоохранения» в 2019 году планируется потратить 9 миллиардов 958 миллионов, а программа «Социальная поддержка граждан» предусматривает 8 миллиардов 844,3 миллиона. На реализацию государственной программы «Культура Удмуртии» в проекте бюджета заложено 897,9 миллионов рублей, госпрограмма «Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики» будет профинансирована на сумму 581,2 миллиона.
На развитие реального сектора экономики в проекте главного финансового документа республики запланировано 11 миллиардов 261 миллион рублей или 17,5 процентов всех расходов бюджета. Среди приоритетных отраслей - развитие сельского хозяйства, транспортной системы, строительства социальных объектов, развитие лесного хозяйства промышленности.
Министр финансов уточнил, что ко второму чтению проекта закона суммы доходов и расходов регионального бюджета существенно изменятся, к ним будут добавлены уточнённые объёмы поступлений из федерального бюджета.
Еще одно крупное направление расходов бюджета - расходы государственной программы «Управление государственными финансами», которая включает в себя субсидии муниципальным образованиям, обслуживание государственного долга республики и резервные фонды. Бюджет 2019 года остается профицитным. Технический профицит определён в размере 948 миллионов рублей.
Подводя итоги публичных слушаний, первый заместитель Председателя Госсовета Владимир Невоструев отметил, что общественное обсуждение бюджета перед первым чтением законопроекта в республиканском парламенте направлено, прежде всего, на то, чтобы разъяснить гражданам основные параметры главного финансового документа республики, а также рассказать о приоритетах региональной бюджетной политики. По его словам, в проекте бюджета на будущий год, по сравнению с предыдущим, увеличился объем собственных доходов, а также ощутимо усилена финансовая поддержка со стороны федерации.
«В общей сложности мы видим сегодня бюджет приличный, хороший в пределах 64 миллиардов и плюс к этому еще дополнительные деньги, которые будут утверждены после второго чтения федерального бюджета, а это в пределах 7 миллиардов рублей. Это нам позволит решить все социальные вопросы. В основном бюджет всегда был социально ориентирован, направлен на решение вопросов образования, здравоохранения, социальной защиты, и в этом году все эти направления в бюджете Удмуртской Республики учтены», - сказал Владимир Невоструев.
Особое внимание в будущем году, по его словам, в том числе в плане финансового обеспечения, будет уделяться сфере здравоохранения, а также строительству социальных объектов, в приоритете возведение и реконструкция зданий для размещения ясельных групп и детских дошкольных учреждений. На эти цели предусмотрены федеральные средства в рамках реализации национальных проектов.
Во время обсуждения Игорь Волков отметил, что финансирование сферы здравоохранения недостаточно, а проблема нехватки врачей в малых городах Удмуртии стоит остро.
«Самое главное, что бюджет профицитный, - резюмировал Владимир Невоструев, - будет предусмотрено и погашение государственного долга, который у нас имеется в республике». По итогам публичных слушаний, добавил он, все предложения и замечания, высказанные их участниками, будут запротоколированы и приняты в работу при подготовке проекта закона к рассмотрению депутатским корпусом.
Напомним, что первое чтение законопроекта о бюджете республики состоится 27 ноября текущего года. Во втором чтении депутаты планируют рассмотреть проект бюджета в декабре.
По материалам пресс-службы Госсовета Удмуртии, фото пресс-службы Госсовета Удмуртии.