Глава Глазова Олег Бекмеметьев сел за парту. Вместе с мэрами других моногородов он проходит обучение в московской школе управления Сколково. Участие в обучении - обязательное условие получения средств из Фонда развития моногородов и присвоения городу статуса территории опережающего развития. Итогом учебы станет защита проектов, которые позволят городу развиваться вне зависимости от экономической ситуации на градообразующем предприятии. Только после успешной защиты Глазов получит господдержку из Фонда развития моногородов.
27 миллиардов рублей сегодня готов выделить муниципальным образованиям Фонд развития моногородов. Всего в России 319 моногородов, экономика каждого зависит от одного или нескольких градообразующих предприятий. В моногороде Глазове почти половину всей отгруженной продукции составляет продукция ЧМЗ - почти 46 процентов.
Интенсивное обучение
Одна из целей обучающей программы - умение работать в команде. Именно поэтому в Сколково пригласили не только глав городов, но и представителей градообразующих предприятий, бизнеса, муниципалитетов. В каждой проектной команде - по пять человек, они учатся за счет средств Фонда развития моногородов (ФРМ).
В числе лекторов и модераторов - российские и зарубежные профессора и эксперты, а также губернаторы, министры и председатели правительств тех регионов, в которых сконцентрированы моногорода. Своим опытом по избавлению от монозависимости они готовы делиться с другими.
Проводит учебу Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте России совместно с московской школой управления Сколково. Занятия проходят по модулям, всего их четыре. Неделя в Москве - лекции и проектная работа в группах, на сон порой остается не более четырех часов. Неделя дома, на выполнение домашнего задания, и снова в Москву.
Фонд и ТОР - есть разница
Учеба началась в ноябре, а свою программу развития и инвестпроекты Глазов должен представить к 28 декабря. Решение об их финансировании будет приниматься на основании нескольких критериев. Из них ключевыми являются готовность к реализации проекта и его экономическая эффективность и окупаемость.
- Подчеркну, что Фонд не финансирует инвестпроекты, он финансирует подготовку площадок для их реализации - подведение всех инженерных сетей и создание необходимой инфраструктуры, - отмечает Олег Бекмеметьев. - Нельзя смешивать два разных направления государственной поддержки: Фонд развития моногородов и создание территории опережающего развития. Это два параллельных процесса. Даже если городу не будет присвоен статус ТОР, то реализацию проектов можно проводить на тех площадках, в которые вкладывает средства Фонд.
Создание территории опережающего развития позволит значительно снизить налоговое бремя на инвесторов: по отчислениям во внебюджетные фонды, по налогу на имущество, на прибыль. Наилучший вариант - когда есть готовая площадка со всей нужной инфраструктурой, включая дороги, сжатый воздух, электричество, газ, и есть налоговые льготы - тогда город станет привлекательным для инвесторов и получит серьезный импульс для продвижения инвестпроектов.
Заглянуть за горизонт
Сейчас в городе завершается формирование земельных участков под инвестиционные площадки. Их общая площадь составляет 270 гектаров, на девяти площадках планируется реализовать 16 инвестиционных проектов.
На учебе в Сколково главам моногородов предложили расширить взгляд на проектную деятельность. То есть не только брать проекты по развитию отдельных производств, но и сам город рассматривать как предпринимательский проект: заглянуть за горизонт и увидеть, на что Глазов будет делать ставку через 15−20 лет?
- Изменился сам подход к анализу текущей ситуации, - уточняет Олег Николаевич. - Раньше мы опирались на экономические показатели: сколько продукции отгружено, километров дорог отремонтировано, сколько человек родилось, куда мы движемся - вверх или вниз… Сейчас смотрим по-новому: город, как предпринимательский проект, должен зарабатывать прибыль, должен расти и развиваться. И не только с точки зрения экономики и промышленности. Он должен быть интересен людям, прежде всего, своей городской средой. Люди сюда поедут лишь тогда, когда будут рабочие места с достойной заработной платой - это первое, и второе - будет комфортная городская среда.
Выживут не все
- Возникает логичный вопрос: почему вдруг на федеральном уровне начали задумываться о том, как спасать моногорода? - рассказывает Сергей Лапин, заместитель главы администрации города и участник проектной команды Глазова. - Есть такой термин - «естественная урбанизация», когда население выезжает из малых городов и оседает в столицах и областных центрах. По мнению ученых, эта тенденция в будущем будет расширяться. А за счет чего выживать моногородам?
В правительстве России говорят честно: выживут не все. Многие превратятся в поселки городского типа без собственной производственной базы.
Куда и как развиваться каждому моногороду - на это и направлена работа по проектированию. Ставка делается на то, что в процесс будут вовлечены все: муниципалитеты, федеральная и региональная власть, негосударственные организации, а самое главное - горожане. Если все будут не ждать, а действовать, бить в одну точку - на формирование нового облика города, то тогда у нас будет реальный шанс сделать прорыв и выйти на новый уровень.
Путь Детройта или Познани?
В мировой экономике есть примеры как возрождения, так и гибели моногородов. Вот Детройт в США - некогда был столицей автомобильной промышленности, четвертым городом по численности населения. Сегодня признан самым депрессивным и криминальным в Америке, стал символом упадка.
Был тоже моногородом и влачил жалкое существование польский город Познань. Пока за его будущее не стали бороться сами жители. Начали с малого: облагораживали дворы, улицы, дома, объединялись в сообщества. Менялась городская среда, менялось и отношение к городу со стороны. На производственную площадку Познани зашли ведущие автомобильные концерны. За несколько лет город превратился в город-сад. Почти половина населения в нем - студенты. И это все сделала не власть, а горожане. Власть лишь помогала развитию городских сообществ.
Мечтать полезно
На одном из занятий в Сколково глазовчанам задали провокационный вопрос: а вот не будет завтра ЧМЗ, что будет делать город? Потом, правда, сразу успокоили: Росатом и ЧМЗ были, есть и будут. Как минимум, на ближайшие 50 лет.
- Технологические процессы идут в будущее, - говорит Сергей Лапин. - С большими объемами производства сегодня справляются несколько человек, гигантизм уходит в прошлое. И сейчас важно задумываться о тех производствах и сервисах, которые дают высокую добавленную стоимость. В числе перспективных направлений - IT-технологии, медицинский и туристический кластеры. Например, мне понравился проект по созданию детского медицинского центра для лечения глазных болезней. Он, кстати, ассоциируется с названием города, Глазов помогает открыть взгляд на мир. Потребность в этой услуге и в стране, и в мире огромная. А у нас есть вся инфраструктура - комфортный для проживания город, хорошее школьное и дошкольное образование. Почему бы и нет?
- Еще одно интересное и прогрессивное направление - 3Д-печать, - продолжает Олег Бекмеметьев. - В Германии «напечатали» сердце, которое можно имплантировать человеку. В реактивный самолет поставили «напечатанную» из специального порошка турбину - самолет летает. Идей для воплощения множество. Скоростным интернетом сегодня никого не удивишь и в город не заманишь. Нас как раз и учат не бояться мечтать, фантазировать, думать над сумасбродными, на первый взгляд, и нереальными идеями. Перед собой надо всегда ставить самую высокую планку, не занижать ее исходя из наших приземленных восприятий сегодняшней жизни. Если не будем ступенька за ступенькой подниматься вверх, то и развития не будет.
От экономики производства к экономике знаний
Создаем с помощью Фонда развития моногородов инфраструктуру инвестиционных площадок, реализуем проекты и развиваем новые производства, параллельно создаем новую городскую среду - вот примерный и желаемый алгоритм действий на предстоящие несколько лет.
- Есть якорные проекты, которые запускаются в ближайшее время, - это основа векторного развития, - подводят итог разговора участники проектной команды Глазова. - Следующий этап: через 5−7 лет переходим к высокотехнологичному производству. Горизонт - через 10−15 лет - переход от экономики производства к экономике сервиса и знаний. Структура экономики Глазова должна поменяться так, что 60 процентов займет малый и средний бизнес.
Сегодня происходит перелом в сознании власти, бизнеса, горожан. И только тогда, когда все будут взаимодействовать и двигаться в одном направлении, будет создана новая городская среда, новый облик города. После защиты наш проект представим глазовчанам. Есть очень интересные площадки для развития городской среды. Если они воплотятся в реальности через 5 или 10 лет, то уезжать из такого города не захочется никому.
С.Гагарина, газета «Красное знамя»