Дизайн-код Глазова: очистим город от рекламного мусора
Увидеть индивидуальность и красоту родного города очень часто мешает обилие рекламы. Разномастная, кричащая, всех размеров и сортов она облепила фасады, закрыла окна и витрины, прописалась на заборах вдоль основных городских улиц. Архитекторы называют такой разнобой и перебор «информационным мусором». А мусор надо убирать.
Мы пойдем иным путем
Отныне все вывески, реклама, внешний облик фасадов зданий будут подчиняться дизайн-коду Глазова. Этот звучный и цепляющий по смыслу термин обозначает регламент, общее для всех правило. В нем определены требования к цветовым, объемно-пространственным решениям и другим параметрам городских объектов и их элементов.
В Ижевске, кстати, о создании дизайн-кода заявили еще год назад. Разработали концепцию, что разрешается строить и размещать в историческом центре города. Но правовой основы под ней нет, значит, нет законных рычагов, чтобы заставить собственников зданий и рекламщиков выполнять указания муниципалитета.
В Глазове пошли иным путем.
- Нет хуже закона, который не работает, - говорит главный архитектор Глазова Владимир Зырянов. - Поэтому мы начали с разработки нормативных документов. Внесли изменения в решение Глазовской городской Думы «Об утверждении правил благоустройства», введены термины и понятия малых архитектурных форм, информационных конструкций, вывесок, архитектурного облика сложившейся застройки, нарушения архитектурно-градостроительного облика объекта и другие. Распоряжением правительства Удмуртии внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Глазова. Теперь облик объектов собственники должны согласовывать с управлением архитектуры и градостроительства администрации города. Раньше это была инициатива архитектора и очень неохотное согласие собственника. Сейчас это стало обязательным.
За чистые витрины
С марта этого года в Глазове действует административный регламент по согласованию эскизов вывесок, с мая - регламент по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта.
Что именно будут требовать архитекторы, Владимир Зырянов поясняет на примере. Берет снимок одного из торговых зданий на площади Свободы. На фризе здания - три вывески в ряд, две из них примерно равные, а на третьей шрифт названия магазина в три раза больше, чем по соседству.
- Такая вывеска визуально выбивается, нарушает гармонию, которая была раньше, - объясняет Владимир Иванович. - Мы не будем влезать в логотипы, в шрифты или в фирменные цвета. Это право собственника, авторское право разработчика. Мы даем предложение, которое должно быть консолидировано со всеми. Определяем места расположения вывесок и рекламы, материал изготовления - что это будет: световой короб или отдельные буквы, - соотношение и пропорции шрифта по отношению к высоте вывески. И это уже будет дисциплинировать владельцев магазинов и рекламщиков.
Свой регламент будет и для рекламы в окнах и витринах магазинов и торговых центров. Сейчас у нас в окнах или огромные рекламные плакаты, или спины манекенов с коробками товаров.
- В центральных городах, где эти регламенты работают, как правило, информация с витрин убирается, - говорит Владимир Зырянов. - Допускается размещение на внутренней стороне с относом в 15−20 сантиметров внутрь. И площадь рекламы не должна превышать более 50 процентов от площади окна или витрины.
«Жесткий» центр и «мягкие» окраины
Еще один важный аспект дизайн-кода - зонирование. В разных районах города будут разные по жесткости требования. Самые строгие - к зданиям и объектам на площади Свободы. Другие требования - для зданий на улице Кирова. И свои требования - для магазинчиков на окраинах, например, на Куйбышева, на Красногорском тракте.
- Дизайн-код затрагивает интересы многих собственников. Будет ли сложно добиться выполнения правил? - спрашиваю.
- Не сложно, если правила понятны для всех, корректные по временным срокам и финансовым вложениям, - отвечает Владимир Зырянов. - В этом году провели несколько открытых и круглых столов с творческими людьми, с художниками, архитекторами, просто неравнодушными глазовчанами, где позиционировали наше отношение к дизайн-коду, какие смысловые понятия в него закладываем. Глазовчане понимают, что хорошо, а что не очень, бывают в центральных городах, за рубежом, видят разные примеры.
Кто прав, решит суд
Глазовчане, может, и понимают. А вот крупные федеральные сети зачастую диктуют свои правила. Но у нас есть опыт борьбы с ними: Глазов, пожалуй, единственный город в России, кто выиграл суд у сети «Красное и белое». Оформление пяти магазинов этой сети в Глазове привели в соответствии с городскими нормами.
- В чем наш плюс? Такие же возможности есть у всех муниципалитетов. Но в Глазове другая нормативная база, у нас действует регламент о согласовании архитектурного облика объекта. Мы шаг за шагом добивались своего: фиксация нарушения, правильно подан иск, правильное участие в судах, обоснованная аргументация, и мы выиграли, - рассказывает Владимир Зырянов.
Суд с торговой сетью «Красное и белое» продолжался больше года. Сейчас такой же процесс возможен в отношении еще одной сети - «Магнит-косметик». На улице Кирова, 67 половину здания представители сети облицевали белым сайдингом - без согласования с управлением архитектуры города.
Вопрос-ответ
- Много рекламного «мусора» висит на заборах рядом с центральным рынком. Там тоже наведут порядок?
- Специалист управления архитектуры и градостроительства каждую неделю ездит с фотоаппаратом и фиксирует несогласованную рекламу. Затем письма направляются в полицию, а полиция составляет протокол об административном правонарушении. Сейчас не нужно приглашать собственника и настаивать, чтобы он убрал свою рекламу, давать ему время. С участковым разговор короткий: есть разрешение архитектуры? Нет, тогда убирай или плати штраф.
- Вывески поменяют, а фасады останутся прежними, обшарпанными. Прописаны ли требования к ним в дизайн-коде?
- Наше управление внесло в правила благоустройства города вопрос содержания внешнего вида жилых домов. Сейчас трудно требовать от управляющих компаний заняться фасадами, важнее сегодня отремонтировать крыши, инженерные сети. Но в будущем будем выписывать предписания отремонтировать цокольную часть, крыльцо, фасады, при этом ставить реальные сроки. Согласитесь, что приятнее жить в красивом доме с безопасным отремонтированным крыльцом.
- По новым правилам благоустройства стоянки во дворах должны быть в твердом исполнении, где используется асфальт, железобетонные плиты или брусчатка. Значит, гравийные парковки вне закона?
- Сейчас они законные. Как компромисс, мы согласовываем их строительство, но вторым этапом должно стать укладка твердого покрытия. Это указание дано всем управляющим компаниям.
- Появится ли новая часовня у бассейна, на месте бывшего Духовского кладбища? Об этом просили в открытом письме прихожане Глазовской Епархии.
- Да, место будущего строительства согласовано Главой города. Под часовню определен участок между Ледовым Дворцом спорта и бассейном, там, где сейчас установлен памятный камень.
- Разработан ли проект новой зоны отдыха, которую планировалось построить в Левобережье на улице Калинина?
- Разработана концепция, схема функционального зонирования. В ней предусмотрены несколько зон: игровые для детей младшего дошкольного возраста с песочницами, для школьников - с тренажерами и спортивными комплексами, для молодежи разных социальных групп и интересов, семей, людей старшего поколения. Но чтобы реализовать все задумки, нужно вложить десятки миллионов. Пока таких денег нет. Будем исходить из имеющихся средств.
С.Гагарина, газета «Красное знамя»