В период длительных новогодних каникул многие автолюбители традиционно выезжали к местам отдыха, к родственникам и друзьям в другие города и населенные пункты. При этом зимние погодные факторы - перепады температуры, снегопады, метели, плохая видимость, гололед - значительно осложнили дорожную обстановку.
Кроме того, еще одним существенным условием для безопасности на дорогах в этот период является использование зимних автомобильных шин, предназначенных для эксплуатации, тем более в условиях гололеда и на заснеженном покрытии. Особенно показательными были первые снегопады, когда водители, не успевшие поменять летние шины на зимние, не смогли справиться с управлением автомобиля на скользкой дороге, тем самым создали аварийные ситуации и дорожные заторы как на городских магистралях, так и на загородных автотрассах.
Анализ аварийности показал, что в период подготовки и в сами новогодние праздники на территории Удмуртии произошло более 200 ДТП, в которых погибло 10 и ранено 69 человек, большинство ДТП произошли на загородных автодорогах при совершении водителями маневра «Обгон». Водители, идущие на обгон, как правило, при возвращении на свою полосу движения на скользкой или заснеженной дороге теряли управление над транспортным средством, совершали столкновение со встречными автомобилями, либо съезжали с дороги, наезжали на дорожные ограждения, деревья и т.д.
Большое значение при совершении обгонов имеет выбранная владельцем резина, правильность ее установки. В зимний период необходимо использовать зимнюю ошипованную морозостойкую резину хорошего качества (производителя качественной резины можно выбрать, воспользовавшись услугой продавцов-консультантов либо интернета). Соответственно не стоит приобретать шины «по объявлению», так как нет гарантии ее качества, прежде всего остаточная высота протектора может оказаться недостаточной. При этом необходимо учитывать количество и состояние шипов и своевременно заменять непригодные к эксплуатации шины.
С 1 января вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Регламент запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период - декабрь, январь, февраль. За нарушение данного требования предусмотрена административная ответственность - предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Одновременно с 1 января 2015 года вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства РФ, в соответствии с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств с зимними шинами, остаточная глубина протектора которых не более 4 мм. Наказание для нарушителей аналогичное: штраф 500 рублей или предупреждение. Какой вид наказания будет применен к нарушителю будет зависеть от того, привлекался ли ранее гражданин к административной ответственности за нарушения ПДД. Соответственно, если привлекался - штраф 500 рублей, если же правонарушение совершено впервые - инспектор может ограничиться предупреждением.
Конечно штраф в размере 500 рублей для многих не стимул, на наш взгляд сумма штрафа должна быть как минимум равной стоимости зимней резины, тогда и любителей ездить зимой на летних шинах и соответственно подвергать себя и других участников дорожного движения опасности станет меньше.
Учитывая, что в разных регионах страны погодные условия существенно отличаются, - где-то фактически зимняя погода устанавливается значительно раньше декабря, - по решению региональных властей сроки запрета эксплуатации транспортных средств без зимних шин могут быть изменены, но только в сторону увеличения.
С первых чисел января нового года сотрудники ГИБДД обращают особое внимание на использование зимних шин на автомобилях. Госавтоинспекция призывает водителей отнестись со всей серьезностью к этим требованиям и своевременно по сезону менять резину с летней на зимнюю и наоборот. Кроме того, Госавтоинспекция еще раз акцентирует внимание на том, что безопасность на дорогах зависит не только от четких и своевременных действий соответствующих служб в случае осложнения дорожной обстановки; в еще большей степени она зависит от ответственности водителей и правильных, адекватных действий на дороге.
Вопрос: Чем принципиально отличаются летние и зимние шины?
Ответ: Отличия существенные. Зимняя резина отличается не только повышенной глубиной протектора, предназначенным для сминания снега с последующим очищением протектора, но и материалом, позволяющим на морозе не терять эластичность и сцепление с проезжей частью. Кроме того, протектор зимней резины состоит из «ламельных» (рассеченных) блоков. Летняя резина имеет более низкий протектор для обеспечения надежного сцепления колес с асфальтом (протектор устроен таким образом, чтобы вода, попавшая в углубления протектора, свободно оттуда вытекала).
Вопрос: Как инспектор определит, какая резина установлена на автомобиле, наказывать или нет?
Ответ: Любой водитель «на глаз» определит, какая резина установлена на автомобиле, не говоря уже об инспекторах ДПС. Это сразу видно по тому, как автомобиль двигается или начинает движение на перекрестках. Наверное, замечали, как многие водители, «непереобувшиеся» вовремя, в первые снегопады не могут выехать со двора или буксуют, не могут тронуться с места? Многие стараются держаться от них стороной, и правильно делают, так как в любой момент автомобиль может «занести» и даже развернуть, выбросить на встречную полосу. Кроме того, на зимней резине имеется специальная насечка «ламели». Она есть на зимней и всесезонной резине, на летней ее нет. Для удобства, многие производители делают специальную надпись или рисуют «снежинку». Кроме того, если вы приобрели резину в автосалоне, то вам должны были выдать сертификат, в котором прописано, что это зимняя, ошипованная морозоустойчивая резина, пригодная к эксплуатации в зимний период.
Вопрос: Можно ли использовать так называемую всесезонную резину? В чем ее преимущества и недостатки?
[p]Ответ: В последнее время многие автолюбители стали переходить на всесезонную резину. Ее преимущество ощутимо, прежде всего, при смене сезона, когда очереди в шиномонтажи вырастает в разы. К тому же, при каждом монтаже необходимо платить определенную сумму, при этом не малую (от 400 до 1500 рублей). Не менять и ездить, скажем, постоянно на зимней или летней тоже нельзя. Как известно, на летней резине двигаться по скользкой дороге и слякоти крайне небезопасно, в свою очередь зимняя резина на летней дороге значительно повышает расход топлива, кроме того, гораздо быстрее истирается. Поэтому водители переходят на всесезонку. Она позволяет не беспокоиться о смене сезона, не стоять в очереди и освобождает от проблемы хранения резины. Однако не все знают, что данная резина была разработана для стран с абсолютно отличным для нашего региона климатом, где температура в течение года не опускается ниже - 10 градусов зимой и выше +30 летом. Поэтому в нашем регионе она имеет не только «плюсы», но и ряд существенных «минусов»:- быстрее изнашиваются, так как эксплуатируются круглый год;
- недостаточно эластичны при сильных морозах зимой, она сохраняет свои свойства только при температуре до «-7 градусов», после этого «дубеет» и теряет эластичность;
- не является гоночной и внедорожной, соответственно требует выбора определенного стиля вождения;
- достаточная высокая цена по сравнению с летней и зимней в виду особой технологии ее изготовления;
- не обеспечивает достаточной безопасности ни зимой, ни летом.
Вопрос: Может ли инспектор ДПС наказать за использование всесезонной резины зимой в соответствии с новыми требованиями?
Ответ: Если у вас есть сертификат, в котором написано, что данная резина предназначена для эксплуатации в летний и зимний период, либо на шинах есть надпись «М+S» тогда у инспектора к вам вопросов не будет. Главное, чтобы шины были пригодны к эксплуатации в зимних условиях и соответственно обеспечивали безопасность на наших дорогах. Прежде всего, закон коснется любителей зимней езды на летней резине.
Необходимо помнить, что ни одни шины не гарантируют полную безопасность, большее значение имеет соблюдение водителями правил дорожного движения и выбранный стиль вождения.
ОГИБДД г. Глазова