Собственникам жилья вполне по силам организовать у дома пространство для паркинга.
Типовая планировка дворов причиняет много неудобств жильцам современных мегаполисов. Раньше проектировщики панельных микрорайонов снабжали новостройку разве что узкой дорогой вдоль подъездов и «карманом» на несколько машин. Поэтому в последние годы парковочный вопрос портит граждан не меньше квартирного — доходит даже до рукоприкладства в войне за места. Но вместо того чтобы ругать неудобную застройку и соседей, можно самостоятельно в законном порядке решить эту проблему.
Несговорчивые «безлошадные»Ключевой момент: собственникам жилья в многоквартирном доме принадлежит не только их квартира, но и общее имущество дома, а в него входит и придомовая территория. Соответственно, они сами могут решать, как распорядиться этой полезной площадью.
Если в доме создано товарищество собственников жилья, то жильцам будет несколько проще организовать эргономичное пространство в своем дворе. Как правило, в реально действующих ТСЖ уже решен вопрос с правом собственности на земельный участок под домом и рядом с ним. Если же нет, то в первую очередь надо выяснить наличие правоустанавливающих документов на землю. Земельный участок, на котором находится дом, должен быть выделен в придомовую территорию и поставлен на кадастровый учет. У большинства многоквартирных домов таких документов пока нет, и их жильцы не могут использовать по своему усмотрению землю во дворе. Если отгородить шлагбаумом участок, который дому не принадлежит, благоустройство превратится в самозахват. Так что сначала придется составить межевой план и оформить право собственности на придомовую территорию в администрации муниципального образования.
Решение о том, как использовать участок у дома, принимается на общем собрании. Для организации парковки необходимо согласие двух третей собственников. Если в доме пешеходов больше, чем автомобилистов, это может стать серьезной проблемой — «безлошадные» жильцы с большей радостью имели бы у дома сквер, а не стоянку. Потому при распределении пространства у дома инициативной группе по созданию парковки стоит найти вариант, который устроил бы всех соседей. Например, убедить их, что аккуратная парковка с продуманной системой въезда-выезда позволит не только убрать машины с тротуаров и детских площадок, но также сделать двор более комфортным и безопасным. Собрание может быть и заочным, в этом случае членам инициативной группы придется обходить всех соседей. И пренебрегать их согласием не стоит. Несогласные соседи могут обратиться в суд и опротестовать решение собрания собственников об организации парковки из-за отсутствия кворума.
Придется побегатьСледующий важный шаг собственников жилья — изучить регламенты. Место для автостоянки должно соответствовать строительным и санитарным нормам и правилам. Так, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200−03 стоянка, рассчитанная на 10−50 машин, должна быть расположена не ближе чем в 15 метрах от жилого здания, а стоянка на 20−100 машин — в 20 метрах. Если это большая автостоянка емкостью от 101 до 300 машин, то здесь уже должен быть предусмотрен технический регламент по соблюдению пожарной безопасности, да и покрытие должно выдерживать въезд тяжелой техники, если вдруг произойдет возгорание. В случаях когда дом выше 28 метров (это, как правило, стандартная девятиэтажка), то въездов на автостоянку должно быть как минимум два, и она должна располагаться не ближе 50 метров от жилого дома.
Теперь пришло время ходить по инстанциям. Сначала нужно обратиться в администрацию города с заявлением об определении границ придомовой территории, а после этого утвердить планировку двора. Если места на строительство парковки на придомовой территории не хватает, можно обратиться в администрацию с просьбой об ее увеличении, то есть о внесении изменения в межевой план, если такая возможность, конечно, есть. Разобравшись с земельным вопросом можно идти к проектировшикам. Проект должен быть выполнен грамотно с соблюдением всех санитарных и противопожарных норм, заниматься им должны сотрудники компании, состоящей в саморегулируемой организации. Стоит проследить, чтобы в проекте обязательно содержались:
Подготовленный проект опять придется согласовывать с администрацией города, а также ГИБДД, «Водоканалом», Электросетями, так как под землей проходят электросети и канализационные трубы. Может также понадобиться заключение дендролога и разрешение на вырубку деревьев, если это необходимо для организации парковки. Так что побегать придется.
Организация автостоянки во дворе дома или на соседнем пустыре по всем правилам — дело довольно хлопотное и дорогостоящее. Зато у этой бумажной волокиты есть один несомненный плюс — формирование у жильцов психологии ответственного собственника. Острая нужда в стоянке может стать поводом наконец оформить право собственности на землю под домом. Тогда уже точно никто не возведет во дворе магазин, новостройку или несанкционированную парковку. Да и ставить машину на выделенное место куда приятнее, чем на газон или тротуар.
Есть, правда, еще один вариант: поручить организацию парковки управляющей компании. Правда, и здесь нужно решение общего собрания. Если жильцы проголосуют «за», то все эти бесконечные согласования, как, впрочем, и подготовку проекта может взять на себя ваша УК.
Надежда Бондаренко. По материалам газеты «Удмуртская правда» от 22.08.2014.