Прежде всего, Москва стала местом встречи представителей российских городов и поселений, входящих в Ассоциацию малых и средних городов России. По традиции, в конференц-зале Министерства регионального развития состоялось очередное собрание Ассоциации. Оно было отчетно-выборным. Последние выборы Президента Ассоциации проходили в сентябре 2004 года. Согласно Уставу, необходимо было избрать нового Президента и подвести итоги деятельности Ассоциации за последние четыре года.
Гатчина, Углич, Арзамас, Хасавьюрт, Покров, Моздок, Шадринск, Глазов… Маленькие точки на огромной карте России. Каждый из этих и многих других российских городов по отдельности никогда бы не смог быть услышанным в Москве. Но, объединившись, они стали силой, способной влиять на принятие решений на федеральном уровне.
Обобщенный опыт муниципальных образований по реализации отдельных положений 131 Федерального Закона и анализ состояния местного самоуправления, подготовленный Ассоциацией малых и средних городов России, был доложен Президенту России на Всероссийском муниципальном совещании, которое прошло в октябре 2007 года. Президент взял все эти вопросы под личный контроль. По аналогии Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы, был создан такой же Совет при Президенте России.
Сегодня члены Ассоциации (в том числе ее Президент – Глава Глазова Владимир Перешеин) входят в состав обоих Советов, представляют интересы малых городов в Конгрессе местных и региональных властей Европы, включены в состав Общественного совета при Федеральной службе по тарифам. Налажены деловые контакты с Торгово-промышленной палатой России. В сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом и Правовой Академией ведется повышение квалификации муниципальных служащих. Продолжается работа по организации Палаты городских поселений в составе Всероссийского конгресса муниципальных образований.
Авторитет Ассоциации и ее представителей растет.
Проблемы всех малых и средних городов России схожи, словно списаны по кальке. Отличается уровень социально-экономического развития городов друг от друга. Есть различия в природно-климатических условиях. Разнятся и подходы к решению местных проблем.
Ассоциация малых и средних городов стала не только площадкой для обмена передовым опытом муниципальных образований, но и хорошей возможностью для мониторинга законодательной и правоприменительной деятельности в сфере местного самоуправления. За последние четыре года Ассоциация внесла целый ряд предложений по изменениям и дополнениям в федеральные законы. В том числе по разграничению полномочий между федеральным, региональным и местными уровнями, по распределению средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, в налоговый и бюджетный кодексы.
Как отмечают в Федеральном центре, сегодня Ассоциация малых и средних городов России является наиболее мобильной, дееспособной и активной среди подобных объединений муниципальных образований. Во многом это заслуга ее лидера - Президента Владимира Перешеина. Поэтому, когда члены Ассоциации приступили к обсуждению кандидатуры нового Президента, мнение всех собравшихся было единодушным – Ассоциацию должен вновь возглавить Глава Глазова Владимир Перешеин.
1 января следующего года 131 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» вступит в полную силу. Продления переходного периода не будет. Практически не остается дополнительного времени для подготовки к реализации новых форм. И поэтому особенно актуальным сегодня становится решение проблем финансового обеспечения муниципальных образований.
В очередной раз эта тема обсуждалась в Москве, на расширенном заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думе. «Звучат разные оценки готовности субъектов Федерации, самих муниципальных образований, да и Федерального центра к выполнению закона, - отметил спикер нижней палаты Борис Грызлов, открывая заседание. - Но о стопроцентной готовности не говорит пока никто. Значит, есть проблемы, требующие решения в достаточно краткие сроки».
На Совете много говорилось о том, как сделать местную власть, которая ближе всех к людям, более дееспособной и эффективной. С докладом здесь выступил и Глава Глазова Владимир Перешеин, приглашенный в качестве Президента Ассоциации малых и средних городов России и члена Президиума Общероссийского Конгресса муниципальных образований.
Он обратил внимание участников заседания на один из основных элементов экономической основы местного самоуправления – муниципальную собственность. «Применение ограничений относительно формирования состава муниципальной собственности приведет к сокращению неналоговых доходов местных бюджетов», - заявил Владимир Юрьевич. По его словам, для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо установить показатель использования муниципального имущества в соответствии с его целевым назначением.
Это и другие предложения, прозвучавшие на заседании, вошли в рекомендации Совета по местному самоуправлению, которые сейчас направлены правительству, депутатам Госдумы и в органы государственной власти субъектов Федерации.
На последнем собрании Ассоциации малых и средних городов России было принято еще одно знаменательное решение. Ассоциация выступила инициатором проведения Первого национального инвестиционного Форума «Муниципальная Россия – 2008». Ранее подобные форумы проходили только на региональном уровне. Теперь муниципалитеты получат уникальную возможность представить свои возможности потенциальным инвесторам за границами субъектов Федерации.
Дата столь важного и масштабного события уже определена – 20-22 ноября этого года. Идея поддержана всеми руководителями межрегиональных и муниципальных Ассоциаций России, Комитетом Совета Федерации по вопросам местного самоуправления. В составе партнеров Форума Глазов выступает дважды – и в качестве члена Ассоциации, и в качестве полноценного партнера.